25 ноября 2005 г.

Федерико Рампини | La Repubblica

"Гуру" стволовых клеток уходит в отставку

Первый в мире ученый, клонировавший собаку, южнокорейский исследователь, находившийся в авангарде экспериментов по клонированию в терапевтических целях, уходит со сцены в связи со "скандальным этическим инцидентом": он использовал яйцеклетки своих сотрудниц.

Этот скандал, вынудивший уйти в отставку Ву Сук Хвана, разделил надвое его страну и научное сообщество: некоторые видят за этим событием заговор Америки, которая отстает в исследованиях по стволовым клеткам по причине политических запретов администрации Буша.

Прославили профессора Хвана именно американцы. Журнал Time назвал самым важным событием 2005 года рождение Снупи, первой клонированной собаки, которая является одним из самых сложных для "копирования" животных в лабораторных условиях. В мае команда исследователей, возглавляемая южнокорейским ученым, удивила весь мир, объявив о клонировании эмбриона человека с целью получения стволовых клеток (из донорских яйцеклеток без оплодотворения. - Прим. ред.). Клонирование стволовых клеток, являющихся репродуктивными, является техникой, которая рождает надежды на создание тканей и органов, необходимых для лечения болезни Альцгеймера, диабета, болезни Лу Герига и параличей, вызванных повреждениями позвоночника.

Еще две недели назад одним из ближайших соратников Хвана был американский биолог Джеральд Шатен из Питтсбургского университета. 12 ноября Шатен неожиданно покинул команду Хвана, объявив о том, что "его смущают методы получения яйцеклеток". Демонстративный уход американца стал началом целой цепи разоблачений. Стало известно, что другой член медицинской корейской команды - Ро Сунг Ир - регулярно платил женщинам за то, чтобы они становились донорами яйцеклеток для исследований. Эти деньги выплачивались в период с 2002 по 2003 год, т.е. до того, как американская Национальная академия наук заявила, что она против такого рода практики из-за ненужного психологического давления, которое эти платежи могут оказать на доноров.

Вслед за заявлением этого авторитетнейшего в международном научном сообществе учреждения в январе текущего года и Корея признала незаконными эти оплачиваемые донорские операции. В тот момент команда профессора Хвана, шедшая в авангарде мировых исследований, оказалась перед лицом опасности прекращения работы по причине отсутствия яйцеклеток. И поэтому две южнокорейские исследовательницы, одна незамужняя, другая состоящая в браке и уже ставшая мамой, решили предоставить свои яйцеклетки. Их решение было добровольным, и Хван об этом ничего не знал.

Одна из исследовательниц, не пожелавшая назвать себя, заявила следующее: "Это было нормальной жертвой. В истории науки можно найти много примеров того, что врачи использовали собственное тело для экспериментов".

Однако женщины пошли на жертвы в очень взрывоопасный момент. Исследования в области стволовых клеток оказались в центре религиозных, политических и идеологических дискуссий в Соединенных Штатах. Правые религиозные силы, поддерживающие Буша, в частности "возрожденные христиане" из протестантских церквей на Юге США, рассматривают использование зародышевых клеток в одном ряду с абортами, иными словами, считают эти исследования преступлением против человеческой жизни.

Точка зрения фундаменталистов не убеждает всех правых: Нэнси Рейган, вдова самого знаменитого президента-консерватора последних десятилетий, поддержала исследования в области стволовых клеток в знак памяти своего супруга, страдавшего болезнью Альцгеймера. Однако Белый дом установил жесткие ограничения на эти эксперименты. За этим последовала самая настоящая "утечка мозгов" из лучших американских университетов, а в Калифорнии даже решили принять более либеральные законы, чтобы не нарушать рабочий процесс в этом стратегически важном секторе медицинских исследований.

События, происходящие в Соединенных Штатах, отразились и на Южной Корее. Кто-то из международной команды Хвана способствовал тому, что информация просочилась в научный журнал Nature, первым выступивший с обвинениями относительно этической корректности методов, используемых в Сеуле. Уход американского биолога Шатена спровоцировал кризис. Вчера Хван по причине скандальных разоблачений был вынужден уйти в отставку.

"Я приношу свои самые глубокие извинения, - заявил корейский медик, - за неподобающие и огорчительные факты, связанные и использованием яйцеклеток, полученных от двух моих сотрудниц. Я был слишком сконцентрирован на научных исследованиях, поэтому, возможно, не учел всех этических тонкостей, связанных с моим исследованием".

В его стране многие убеждены, что Хван не должен был уходить. Южнокорейские интернет-сайты переполнены посланиями с выражением солидарности с ученым, особенно со стороны пациентов и родственников больных. Ли Сунн Ир, 34 года, обездвиженный из-за болезни позвоночника, написал: "Они хотят отнять последнюю надежду". По мнению Ан Хио Сук, чья мать парализована по причине заболевания Лу Герига, "Хван - это все, что у нас есть".

В защиту ученого выступило и правительство страны: "Он не нарушил никаких этических норм, он пребывал в неведении". Но для ученого острая полемика и реакция Соединенных Шатов стали слишком сильным ударом.

Источник: La Repubblica