25 октября 2005 г.

Шарлотта Шуберт | Nature

Y-хромосомы раскрывают личность праотца

Завоеватели и наложницы распространили по всей Азии ген одного-единственного мужчины

Около 1,5 млн мужчин в Северном Китае и Монголии могут являться потомками одного мужчины, утверждает исследование, основанное на изучении генетики Y-хромосомы.

Исторические данные свидетельствуют о том, что этим человеком мог быть Гиочанга, который жил в середине 1500-х годов и чей внук основал династию Цин, правившую в Китае с 1644 по 1912 год.

Проведенный анализ похож на другое противоречивое исследование, осуществленное в 2003 году, которое предполагало, что приблизительно 16 миллионов из живущих ныне мужчин - потомки монгольского завоевателя Чингисхана.

Потомки Гиочанги мужского пола, как и сыновья и внуки Чингисхана, правили на большой территории, оставив после себя при участии многочисленных жен и наложниц обширное потомство.

Результаты исследования, опубликованные в выпуске журнала American Journal of Human Genetics ("Американский журнал генетики человека") за этот месяц, позволяют предположить, что это была удачная репродуктивная стратегия.

"Такой тип репродуктивного превосходства мужчин, вероятно, является более важным фактором генетики человека, чем мы думали", - говорит Крис Тайлер-Смит из института Wellcome Trust Sanger в Хинкстоне, Великобритания, возглавлявший оба исследования.

Подтверждение невероятной плодовитости этих завоевателей предполагает включение исторических данных и генетический анализ. Самый важный из свидетелей - маленькая Y-хромосома, затаившаяся в клетках каждого мужчины и относительно устойчивая к изменениям.

Другие хромосомы энергично обмениваются друг с другом генетической информацией, в то время как Y-хромосома во время спаривания объединяется с X-хромосомой - гигантских, по сравнению с ней, размеров, в связи с чем она плохо подходит для генного обмена. Таким образом Y-хромосома переходит от отца к сыну из поколения в поколение, оставаясь неизменной, позволяя тем самым делать выводы о предках.

В своем последнем исследовании Тайлер-Смит и его коллеги в Великобритании и Китае исследовали Y-хромосомы порядка тысячи мужчин в Восточной Азии. Исследователи сравнили последовательность в цепочке ДНК в различных областях, обнаружив сильное сходство у 3,3% мужчин. Это генетическое сходство позволяет предположить, что у этих мужчин был общий предок мужского пола, который жил примерно 600 лет назад, плюс-минус век-другой.

Чтобы определить, кто именно распространил эту плодовитую Y-хромосому, Тайлер-Смит с коллегами обратились к учебникам истории. Они обнаружили там Гиочангу, чей сын возглавлял маньчжурское войско в ходе завоевания Китая в 1644 году и основал династию Цин.

Обширный класс аристократов, являющихся законными потомками Гиочанги, правил государством до 1912 года. Даже представитель низших слоев аристократии обычно имел много наложниц и, вероятно, усердно распространял повсюду хромосому Гиочанги.

Следующее подтверждение теории Тайлер-Смита в том, что в армии маньчжуры смешивались только с определенными этническими группами, и сейчас именно в этих группах наблюдается эта самая Y-хромосома.

Только хромосома Чингисхана приближается к степени распространенности хромосомы Гиочанги, достигая 2,5% мужского населения.

Чья же это хромосома?

Получить точные данные о происхождении хромосомы очень сложно, говорят генетики, не говоря уже о том, чтобы найти конкретную историческую фигуру.

"Однако все генетики знают, что мы - живые "ископаемые", - говорит Стив Джонс из Университетского колледжа Лондона, добавляя, что гипотеза о Гиочанге "небезосновательна".

Мартин Ричардс, специалист по генетике человека из Университета Лидса, Великобритания, говорит, что анализ Тайлер-Смита происхождения Y-хромосомы - один из самых подробных из известных ему исследований.

Однако некоторые оспаривают его открытие. Дата происхождения Y-хромосомы слишком неточная, чтобы закрепить ее за Гиочангой, говорит Лука Кавалли-Сфоца из Стэнфорда. Он также не согласен с исследованием, касающимся Чингисхана, и говорит, что обе эти работы рассчитаны на сенсацию.

Исследования могут помочь решить этот спор путем изучения Y-хромосомы известных потомков Гиочанги. Однако это проще сказать, чем сделать.