Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 августа 2008 г.

Стивен Эрлангер | The New York Times

ЕС подходит к кризису в Грузии с осторожностью

Призвав российских лидеров отклонить призывы российского парламента официально признать независимость Южной Осетии и Абхазии, европейские дипломаты в понедельник приступили к деликатной задаче по поиску консенсуса по российско-грузинскому кризису до чрезвычайного саммита Евросоюза 1 сентября.

Европейцы согласны, что Россия слишком агрессивно отреагировала на нападение Грузии на Южную Осетию и не выполняет условий соглашения о прекращении огня, положившего конец конфликту.

Но европейцы расходятся во мнениях по поводу того, что следует предпринять в этой ситуации.

Однако представители Европы полагают, что им досталась ведущая дипломатическая роль, так как Россия не рассматривает администрацию Буша, главного сторонника президента Грузии Михаила Саакашвили, в качестве беспристрастного посредника.

Чтобы поддержать Саакашвили, президент Буш направляет на следующей неделе в Грузию вице-президента Дика Чейни, сообщил в понедельник Белый дом. Чейни, который считается убежденным сторонником Саакашвили и независимости Грузии, также сделает остановки в Азербайджане и на Украине, которые, как и Грузия, являются бывшими советскими республиками с сильными связями с Западом.

Чейни также остановится в Италии, где премьер-министр Сильвио Берлускони, как и лидеры Франции, Германии, Бельгии и других европейских государств, стремятся сохранить хорошие отношения с соседней Москвой.

Страны Центральной Европы, такие как Польша, при поддержке скандинавских государств, Нидерландов и Великобритании, настроены более решительно против России и хотят показать Москве, что за агрессию надо платить. Но "старая Европа" хочет ослабить напряжение в отношениях с Россией и не создавать долговременной вражды с государством, обладающим сильными энергетическими, торговыми и культурными связями с Европой.

Президент Франции Николя Саркози заявил о созыве саммита в воскресенье, предупредив ранее Москву, что он бы этого не сделал, если бы это соответствовало соглашению о прекращении огня, которое Саркози оговорил от имени Евросоюза. Встреча призвана стать "предупреждением" и "импульсом" для того, чтобы Россия выполнила условия соглашения, отметил высокопоставленный представитель Франции, который, в соответствии с дипломатическим протоколом, говорил на условиях анонимности. Но не ясно, какого решения достигнет Евросоюз по вопросу о том, как убедить Россию прекратить конфронтацию.

Одним из способов, на котором настаивают французы, является отправка европейских наблюдателей в зоны безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии. Это бы защитило мирных жителей и помогло бы убедить Россию и Грузию в том, что военному конфликту необходимо положить конец.

По соглашению о прекращении огня, все войска должны вернуться на свои исходные позиции, и российские "миротворцы", ранее размещенные в этнических анклавах, могут патрулировать зоны безопасности - но не занимать опорные пункты, как сделали русские. Даже эти патрули должны прекратиться, когда прибудут международные наблюдатели.

"Европа должна попытаться предпринять шаги, чтобы облегчить выход России из зон безопасности, что является настоящим камнем преткновения для Москвы", - отметил Чарльз Купчан, старший научный сотрудник Совета по иностранным делам и профессор по международным отношениям Университета Джорджтауна. "Россия не хочет выходить с грузинских территорий, которые могут послужить участком для перегруппировки грузинских войск. Так что, чтобы сработал план Саркози, любые усилия Евросоюза, направленные на то, чтобы разделить войска и создать санитарный кордон для дипломатии, были бы шагом вперед".

Но согласия между 27 странами достигнуть нелегко, не только по декларациям, но особенно по действиям, которые надо предпринять.

"Евросоюзу было всегда нелегко говорить единым голосом, - отметил Купчан. - В этом кризисе наиболее сложно найти консенсус. В Центральной Европе есть ощущение, что Россия снова повела себя как агрессор, дескать, мы же вам говорили. А в Западной Европе преобладает более сложная точка зрения на войну в Грузии и нежелание согласиться с мнением, что пора отправлять людей на баррикады и сдерживать Россию".

В некоторых европейских правительствах тоже нет единства. Например, в Германии канцлер Ангела Меркель, которая возглавляет большую коалицию с левыми и которая выросла в Восточной Германии, поддерживает довольно жесткую линию по отношению к Москве. Но ее министр иностранных дел из Социал-демократической партии, Франк-Вальтер Штайнмайер, предпочитает более умеренную политику.

В Европе также нет единства по вопросу о том, стоит ли ускорить или отложить вступление в НАТО Грузии и Украины. В апреле Франция и Германия выступили против Вашингтона и стран Центральной Европы, не позволив НАТО присоединить Грузию и Украину к ПДЧ. Этот вопрос будет пересмотрен в декабре. Между тем Франция и Германия еще больше утвердились во мнении, что момент неподходящий.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru