Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 декабря 2002 г.

Рональд Лаудер | The New York Times

Культурные трофеи войны

В последнее время было сделано два значительных шага к тому, чтобы утихомирить блуждающие призраки Второй мировой войны. Один из них - шумное возвращение из США в Россию Смоленского архива, огромного массива советских документов, захваченного нацистами в 1941 г. и в конце войны найденного американскими солдатами. Второй - мало кем замеченное решение, принятое в Калифорнии федеральным судом по иску американской гражданки к Австрии о возвращении предметов искусства, утраченных ее семьей вследствие холокоста.

На первый взгляд несопоставимые, эти события показывают, как далеко продвинулся мир на своем пути к возвращению похищенного в ходе Второй мировой войны имущества их законным владельцам. Но эти факты высвечивают и те трудности, с которыми мы пока сталкиваемся, особенно когда дело касается предметов культуры, изъятых нацистами у евреев.

Возвращение Смоленского архива - во многом признание значительного вклада России в международную реституцию. В 2000 г. российским судам было позволено принимать иски по поводу произведений искусства, похищенных нацистами и оказавшихся в бывшем Советском Союзе. В прошлом году Россия заключила соглашение с американской некоммерческой организацией Научно-исследовательский проект по искусству и архивам (Research Project on Art & Archives). В рамках соглашения музеи, художественные эксперты и культурные группы работают над тем, чтобы вернуть артефакты, похищенные у жертв холокоста и находящиеся сейчас в России.

Эта работа дополняет собой усилия, предпринимаемые Комиссией по возвращению произведений искусства (Commission for Art Recovery). Наша задача - добиться того, чтобы все страны признали так называемые "Вашингтонские принципы", принятые в 1998 г. более чем 40 государствами в целях обеспечения справедливого и неотложного разрешения вопросов по возвращению произведений искусства, утраченных вследствие холокоста.

Судебное слушание в Калифорнии, однако, показало, что спустя полвека после поражения нацистов не все еще гладко с реституцией военных трофеев. Вопрос стоит о шести полотнах кисти Густава Климта, включая широко известный портрет Адель Блох-Бауэр, хранящийся в настоящее время в Австрийской национальной галерее. 12 декабря Австрия потерпела поражение в своей попытке заблокировать дело, возбужденное 86-летней американской гражданкой, которая бежала из Австрии в 1942 г. Картины принадлежали ее дяде. В решении девятой выездной сессии Апелляционного суда США говорится, что Австрия не пользуется иммунитетом перед иском, предъявленным американскому суду, в том случае, когда интересы правосудия перевешивают неудобства, претерпеваемые иностранным государством.

Еще одно судебное дело готовится в Испании, где правительство ответило отказом на требование вернуть картину Камиля Писарро "Rue Saint-Honorй, Aprиs-Midi, Effet de Pluie" семье, живущей в Калифорнии, несмотря на документально доказанный факт ее кражи нацистами. Венгрия также поступила вразрез с "Вашингтонским принципам", особенно в споре относительно картин из собрания барона Мориса Герцога, находящихся в венгерских музеях, - требование об их возврате поступило от американских граждан. (Но, по крайней мере, венгерский Верховный суд дал отвод заявлению венгерского правительства о том, что якобы по международному законодательству за давностью срока оно не обязано возвращать произведения искусства.)

Решение всех этих проблем уже близко: на будущий год Европейский парламент назначил в Брюсселе слушания по поводу принятия единого для всего Европейского союза закона о реституции произведений искусства ? тем самым снимутся расхождения по этому вопросу в национальных законодательствах.

Здесь ведь не просто вопрос о возвращении имущества. Зачастую эти картины - единственная связь, оставшаяся у тех, кто выжил, с их родными, погибшими во время холокоста. Грабеж произведений искусства в ходе Второй мировой войны был важным компонентом нацистского геноцида. Это факт попрания международного права и, согласно принципам Нюрнберга, военное преступление, преступление против человечества.

Добрая воля, продемонстрированная возвращением Смоленского архива, и здравый смысл, проявленный калифорнийским судом, приближают нас к возвращению произведений искусства их законным владельцам.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru