Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 февраля 2001 г.

Карлос Надаль | La Vanguardia

В то время, когда НАТО открывает представительство в Москве...

Со времен Рейгана в США говорят о государствах, представляющих собой угрозу. То это Ливия под руководством Каддафи, которой было послано воздушное предупреждение, после чего она образумилась и начала сотрудничество по наказанию террористов, причастных к делу Локкерби. Или Сирия, которая в конце концов приняла участие в операции "Буря в пустыне" против Ирака. Возможно, речь идет о Северной Корее, которая - как говорят - владеет или хочет завладеть ядерной бомбой, хотя сама живет в нищете и под тиранией сына и наследника Ким Ир Сена.

Китай - другая история. С тех пор, как Никсон и Киссинджер открыли его для внешнего мира, американцы рассматривают эту страну как огромный рынок, требующий американского присутствия, но, в то же время, с коммунистическим режимом, для которого характерны тоталитарная однопартийная система. Подобная комбинация столь же невероятна, сколь и взрывоопасна: она способна превратить страну в военную, экономическую и политическую державу, угрожающую интересам Запада.

Разумеется, далее следует государство, по определению являющееся "изгоем": речь идет о Ираке под руководством Саддама Хусейна, представляющем собой мишень для воздушных ударов со стороны США и Великобритании; в свою очередь, эти удары являются своего рода предупреждением для Ирана.

По всей видимости, европейские союзники считают, что их это не касается. Они лишь на словах выразили свое несогласие с бомбардировками Багдада.

Их больше беспокоит беспардонная американская гегемония в отношении самой Европы. Это поле действия ЕС. Но, в то же время, и НАТО. Отсюда такая спешка и такой накал страстей. Говорить "нет", подразумевая "да". Или наоборот. Обременительные попытки Буша создать вокруг своей страны противоракетный щит. А также откровенные и несвоевременые заявления о том, что Россия является естественным противником Запада.

То, что британцы добровольно демонстрируют свою верность всемогущему старшему заокеанскому брату - до такой степени, что проводят совместные с США бомбардировки Ирака - неудивительно, поскольку речь идет о стране, скептически относящейся к европейской интеграции. Но Россия - совсем другое дело. Из России поступают нефть и газ. В России есть куда вкладывать капиталы. С ней можно поддерживать партнерские, если не дружеские отношения. Или проявить по отношению к ней осторожность, если она вновь будет кичиться тем, что является второй ядерной державой.

С Ельциным все было просто. Пустая болтовня. Путин - другое дело. К нему следует относиться "с большой осторожностью". Россия - европейская страна. То, что о ней говорят ближайшие помощники Буша, представители ЕС и европейские страны-члены НАТО, задевает ее за живое. Путин - серьезный человек, привыкший к стилю работы КГБ. Перед ним стоит сложная задача. Он это знает. Россия не в состоянии бросить кому-то вызов, но это не означает, что она не хочет иметь голос в мировой политике. Прежде всего в Европе. ЕС расширяется на восток. НАТО делает то же самое. Тем самым они вторгаются в сферу, которую Россия считает своей. Что касается ЕС, то здесь все зависит от него самого. Что же касается НАТО, то там все сложнее, поскольку решающий голос в этой организации принадлежит Вашингтону. И тот, кто находится у руля в Вашингтоне, руководствуется американскими интересами, который распространяются на весь мир. С этой же точки зрения там смотрят и на Россию. Хотя президент Буш заявил вчера Блэру, что не считает Россию противником. Возможное принятие в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы, а также планы США по созданию НПРО, вызывают у России беспокойство. Идея НПРО беспокоит и европейских союзников США. России нужна преобразованная и живущая в мире Европа.

Двойственность России в отношении Европы имеет исторические корни. Конфликты и разделы сфер влияния на Балканах с австро-венгерской империей. Разделы Польши с Пруссией и Австро-Венгрией. Пакты царя Александра с Наполеоном, которые затем были денонсированы в результате альянсов с его противниками. Казаки, кричащие "ура" в оккупированном Париже. Совместная с западными державами борьба против центральноевропейских империй в годы Первой мировой войны и одностороннее мирное соглашение с ними, достигнутое по инициативе Ленина и повлекшее за собой большевистскую революцию. Пакт Сталина с Гитлером в августе 1939 года. И союз с Великобританией и США, когда немецкие дивизии вторглись на советскую территорию. Железный занавес 40-х годов, разделивший обескровленную после Первой мировой войны Европу надвое. И 40 лет холодной войны.

Сейчас Россия хочет занять свое место в мире и опасается дальнейшего расширения НАТО, которая уже приняла в свои ряды Польшу, Венгрию и Чехию, долгое время живших под жестким контролем СССР в рамках Варшавского договора.

Ельцину можно было доставить удовольствие, пообещав ему в будущем принять Россию в НАТО. Путину придется давать более подробные объяснения. Убеждать его, что с ним не будут обращаться, как с бедным родственником. В ходе визита в Москву Генерального секретаря НАТО британца Робертсона эта неизбежная реальность проявилась в полной мере. Есть вопросы, требующие решения. Расширение НАТО, противоракетный щит.

Здесь все окутано подозрениями, скрытыми за проявлениями доброй воли. Ни Путин не хочет зацикливаться на своем отрицании, ни НАТО не хочет с ходу отвергать его точку зрения. НАТО открывает в Москве свое представительство - видел бы это Сталин! - и Робертсон пытается объяснить, что расширение НАТО не нанесет ущерба российским интересам. Путин отвечает альтернативным проектом ПРО, которая будет направлена именно туда, откуда в данный конкретный момент будет исходить угроза. И дело не только в том, что Путин не хочет, чтобы Россия оказалась в невыгодном положении - а это и так происходит - но и в том, что он не хочет быть объектом нападок со стороны тех в США, кто хочет видеть в нем только плохое.

Дело еще в том, что, если бросить взгляд на юг, то мы увидим протянувшуюся на несколько тысяч километров границу с Китаем, испытывающим серьезные демографические проблемы. Налицо также опасное соседство исламского мира, нанесшего СССР поражение в Афганистане. Кого должна больше опасаться Россия: США и НАТО или непредсказуемого третьего мира? Мы уже становимся свидетелями проникновения исламизма в республики, ранее входившие в состав СССР.

Взаимодействие с Россией - приоритет ЕС и европейских стран-членов НАТО. И именно сейчас самое время установить общие правила игры. Потом может оказаться уже поздно.

Источник: La Vanguardia


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru