Архив
Поиск
Press digest
3 марта 2021 г.
26 октября 2005 г.

Один амстердамский институт уже почти 40 лет работает над сокращением наследия Рембрандта

Амстердамских исследователей творчества Рембрандта уже давно объявили сумасшедшими, в первую очередь в Америке. У голландцев есть Рембрандт - один из крупнейших художников и объект паломничества туристов - и что они с ним делают? Они обследуют музеи и аукционы по всему миру, чтобы уличить их в том, что то или иное "произведение Рембрандта" вовсе не принадлежит кисти великого мастера.

Собственно, по-другому и быть не могло. Поскольку музеи и коллекционеры по ту сторону Атлантики периодически бросались скупать все, что хотя бы отдаленно напоминало Рембрандта, получилось, что лишь за период с 1909 по 1951 год в США попало 9482 "полотен Рембрандта". Серьезными эти цифры никогда не считались. Ведь даже те, кто оценивал масштабы творческого наследия мастера, со временем были вынуждены занижать свои оценки. В начале 1920-х Рембрандту еще приписывалось 750 картин, однако через десять лет их число сократилось до 630, в 1960-е годы уже говорилось о 562 полотнах, а незадолго до 400-летия художника, которое будет отмечаться в будущем году, эксперты сходятся во мнении, что во всем мире существует всего 280 подлинных произведений гения.

Существенную лепту в развенчание многих так называемых оригиналов внес амстердамский институт Rembrandt Research Projekt (RRP). RRP был основан в 1968 году с целью привести порядок "кашу с Рембрандтом", рассказывает Эрнст ван де Ветеринг, который работает в институте с момента его создания, а с 1993 года его возглавляет. В течение последних 38 лет взгляд на Рембрандта основательно изменился. Сегодня в мастере больше, чем раньше, видят учителя, делавшего художников из посредственных учеников, которые работали в его стиле, говорит ван де Ветеринг. Формированию такой точки зрения способствовали, прежде всего, строгие естественнонаучные методы, в частности съемки в инфракрасных и рентгеновских лучах, исследование техники живописи и проведение дендрохронологической экспертизы, то есть установление возраста дерева.

Удивительно, но новые методы привели не только к сокращению наследия Рембрандта, но и к выявлению новых произведений мастера - факт, который "больше всего" удивляет ван де Ветеринга. Иногда "в хранилищах музеев или в наследстве какой-нибудь вдовы появляются произведения, о которых успели забыть, или те, которые, как считалось, вовсе не принадлежали кисти Рембрандта", говорит глава RRP. Недавно в процессе подготовки выставки "Рембрандт, в поисках гения", которую в 2006 году можно будет посмотреть, в частности, в Берлинской картинной галерее, было обнаружено сразу четыре произведения художника. Аукционный дом Sotheby's попросил RRP провести экспертизу одной картины школы Рембрандта. Эрнст ван де Ветеринг вызвался исследовать еще три портрета из американского собрания. Два года спустя эксперты вынести свой вердикт: все полотна принадлежат не ученикам Рембрандта, а самому мастеру, который на занятиях экспериментировал с техникой падения света.

Задачи своей рабочей группы ван де Ветеринг сравнивает с работой "криминалистов по методу Шерлока Холмса". При этом расследование художественных детективов обычно не приносит радостных результатов. Например, нью-йоркский музей Metropolitan за последние десять лет был вынужден скорректировать данные по своей коллекции Рембрандта с 42 картин до 18 (правда, подделки были разоблачены не только благодаря RRP). Британской королеве пришлось снести язвительные уколы прессы, когда ученые из группы ван де Ветеринга пришли к выводу, что две картины из ее личной коллекции не принадлежат кисти Рембрандта. Окончательный "смертный приговор" самому известному мнимому произведению Рембрандта, "Мужчине в золотом шлеме" из Берлинской картинной галереи, тоже поступил из Амстердама.

Уверенность стоит миллионы

С каждым отрицательным заключением рос также круг скептиков. Ведь речь идет об огромных деньгах. Так, для аукциона 1988 года эксперты Sotheby's в Нью-Йорке оценили "Мужчину с бородой" из коллекции Тиссена в 12 млн долларов, а после вердикта амстердамского института - "всего лишь школа Рембрандта" - картина ушла с молотка всего за 800 тыс. долларов.

То, что его враги называют подрывной деятельностью, - это для ван де Ветеринга в первую очередь познание: "Именно потому, что Рембрандт был гением и является национальным мифом, мы хотим наконец понять, что принадлежит кисти мастера, а что нарисовали его ученики или эпигоны". Подлинный Рембрандт узнается, например, по освещенности; по тому, что художник не делал наброска на холсте или деревянной доске и "конечно, по игре светотени". Главным "триумфом" исследователей является то, что "мы как будто можем заглянуть Рембрандту через плечо во время его работы", говорит ван де Ветеринг. Но ошибки, тем не менее, возможны. "Последняя точка в исследовании творчества Рембрандта еще не поставлена".

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru