Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2003 г.

Чарльз Краутхаммер | Time

Что превращает ненавистников Буша в безумцев?

Сначала их злил способ, каким он получил пост президента. Теперь - как он с ним обращается

Может быть, Билл Мойерс (известный американский тележурналист), всегда интересовался политикой, однако его почтительные манеры и почти отеческий стиль ведения телепередач превратили его в этакого Мистера Роджерса для американских политиков (Мистер Роджерс - ведущий детской программы на американском телевидении "По соседству с мистером Роджерсом"). Поэтому, когда он выходит на митинг, проходящий под лозунгом "Верните Америку", или обрушивается на правительство Буша - его он называет "правительством правящего корпоративного класса, которое правит посредством и для этого же правящего корпоративного класса" и во главе которого стоит "правая губительная шайка", "участвующая в сознательном и намеренном разрушении стиля руководства Соединенными Штатами", - то понимаешь, что в этой стране происходит что-то серьезное.

Что-то серьезно расстраивает и демократическую партию. Демократы пропитаны отвращением к президенту Бушу, а презрение и пренебрежение порождают ненависть, которая приближается к патологии и может сравниться разве что с отношением демократов к Ричарду Никсону (президент США, республиканец).

Другой вполне разумный человек, Джулиан Бонд из N.A.A.C.P. (National Association for the Advancement of Colored - Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения), говорит, что Буш укомплектовывает свою администрацию представителями "талибанского крыла американской политики". Гарольд Мейерсон, редактор известного издания American Prospect, написал статью в 3 тысячи слов о том, почему Буш - самый опасный президент за всю историю США, и единственный, кто с ним может сравниться, это Джефферсон Дэвис (президент Конфедеративных Штатов Америки, в 1861-65 гг. объединение 11 южных рабовладельческих штатов США).

Возникает вопрос: откуда столь яркие чувства? Манеры Буша отнюдь не агрессивны. Он не был вовлечен ни в один крупный политический скандал - никаких тебе уотергейтов. Он не принадлежит к тому типу политиков, которые так и пышут жаром. И тем не менее каждое его слово и каждый жест порождают накал страстей - ярость и горесть, которые заводят демократический электорат, и объясняют, почему так резко взлетела популярность Говарда Дина. Дин более, чем любой другой кандидат, понял глубину этих антибушевских настроений и воспользовался ими.

Откуда злость? Она уходит корнями, конечно же, в "украденные" выборы 2000 года, в которых победил Буш, "незаконный" кандидат. Но это только половина истории. Незаконного президента, победившего на украденных выборах, можно было бы стерпеть, если бы он был обычным номинальным должностным лицом, слабым и умеренным республиканцем, каким демократы надеялись (а многие республиканцы боялись) увидеть Джорджа Буша, основываясь на его серенькой политической биографии и чуть теплой предвыборной кампании 2000 года. Самое большое преступление Буша - это то, что он, "незаконный президент", стал самостоятельным и начал "важничать" - революционизировал американскую внешнюю политику, перекроил экономическую политику и стал доминировать на политической арене как Президент войны с терроризмом.

До этого Буша можно было бы назвать простым невезением, промежуточной фигурой, вторым Геральдом Фордом (президент США в 1970-х). А потом наступило 11 сентября 2001 года. Буш принял на себя полный контроль, объявил войну, дважды отправил страну в бой и оба раза сверг вражеские режимы с поразительной быстротой.

В Афганистан Буш отправился на волне народной поддержки. Однако Ирак стал единоличным решением президента. Его воля, нравится вам это или нет, изменила американскую внешнюю политику. "Революция Буша в международной политике" - так звучит подзаголовок новой книги, написанный двумя не очень симпатизирующими Бушу исследователями, Иво Даалдером и Джеймсом Линдси. А заголовок звучит еще хлестче: "Америка свободна от обязательств".

Впрочем, историю последних двух лет можно было бы озаглавить и так: "Буш освободил Америку от обязательств". Одностороннее утверждение президентом американской мощи видоизменило роль Америки в мире. Буш поверг наземь все либеральные идолы - Договор по ПРО, Киотский протокол, подчинение ООН, подчинение "международному сообществу". Это был шок, который потряс мир, а демократов заставил вскипеть: лжепрезидент не просто захватил трон. Он действует как король. Нет, как император.

На внутреннем фронте демократов ждал еще больший шок. Демократы понимают, что сокращение налогов, проведенное Бушем, надолго переживет его. Так же, как и сокращения, санкционированные Рейганом, они лишат правительство налогов на долгие годы. Прибавьте к этому "Патриотический акт" и (предполагаемый) удар по фундаментальным американским гражданским свободам - и образ Буша-узурпатора приобретает демонические черты.

Ныне раздаются жалобы: мол, Буш - обманщик, обманом втянул страну в войну, после которой в Ираке не оказалось никакого оружия массового поражения. Однако обвинения в обмане сложно подтвердить на фоне того, что все разведки этой планеты думали, что у Ирака есть это оружие. Более того, все это уже обвинения и объяснения постфактум. Послевоенное развитие событий значительно облегчило задачу наступления на Буша. Но ведь проклятья зазвучали гораздо раньше. Они зазвучали во Флориде и углублялись по мере того, как Буш изменял направление движения страны и сделал себя знаменитым президентом.

Избиратели-демократы охвачены лихорадкой и выберут того, кто лучше удовлетворит их амбиции. Политическая лихорадка, однако, вещь опасная. От последней в 1972 году демократы пострадали - и потеряли 49 штатов.

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru