Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2007 г.

Питер Бейкер и Робин Райт | The Washington Post

Иранский лидер проявил в ООН неуступчивость по ядерному вопросу

Во вторник президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пообещал не поддаваться давлению со стороны "наглых держав", которые добиваются от него прекращения программы по обогащению урана. Он в одностороннем порядке объявил, что, по его мнению, "иранский ядерный вопрос закрыт".

В своей пламенной речи перед Генеральной Ассамблеей ООН Ахмадинежад осудил "средневековые феодальные отношения", которые, по его мнению, практикуют США и другие ведущие страны с опорой на Совет Безопасности. Он выразил уверенность, что Бог не позволит администрации Буша нанести военный удар по его стране, а также заявил, что Иран "не жалея сил доказывал" миру, что стремится лишь к получению мирной энергии, а не ядерного оружия.

Это выступление вновь дало понять, что он ведет скрытую полемику с президентом Бушем, который выступил перед Генеральной Ассамблеей чуть раньше в тот же день, призвав мировых лидеров присоединиться к своей "миссии освобождения" от репрессивных правительств, таких как иранское. И хотя два президента ни разу не встретились, их противоположные взгляды, высказанные в Нью-Йорке, задали тон начавшейся ежегодной сессии ассамблеи и подсветили дипломатический конфликт между двумя странами.

Буш в своей речи не касался ядерного спора с Ираном. Однако госсекретарь Кондолиза Райс и другие советники президента выступили в поддержку новой резолюции Совета Безопасности с более жесткими санкциями в отношении Тегерана, который игнорирует требование ООН остановить программу по обогащению. Президент же в своем выступлении сосредоточился на проблеме тирании, главным примером которой он считает Иран.

"Все цивилизованные страны обязаны выступить против страданий жителей в условиях диктатуры, - сказал Буш в своем обращении. - В Белоруссии, Северной Корее, Сирии и Иране жестокие режимы лишили свои народы основных прав, закрепленных во Всеобщей декларации (прав человека)".

Президент воспользовался случаем, чтобы объявить о новых санкциях против военного правительства Бирмы, где десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы в знак протеста против "19 лет власти страха", как сказал Буш. Он также обратил внимание на Кубу, где, по его словам, "давнее правление жестокого диктатора близится к концу", на Зимбабве, где правительство "использует насилие против собственного народа", а также на Судан в связи с "репрессиями" и "геноцидом".

Во время выступления Буша Ахмадинежад сидел в 14-м ряду, лениво трогал свою нижнюю губу, перешептывался с соседом, один раз взглянул на часы. И если кубинский министр иностранных дел немедленно выступил с резким протестом, Ахмадинежад дал отпор час спустя в собственной речи с большим числом религиозных отсылок и антиамериканских заявлений. Буш на его выступлении не присутствовал, отправившись на другую встречу.

И хотя иранский лидер не упоминал Соединенные Штаты открыто, он осудил страны, которые используют секретные тюрьмы, похищают людей, прослушивают частные телефонные звонки и игнорируют закон. "Некоторые державы не ценят ни один народ и ни одного человека", - заявил он. В Ираке "ни дня не проходит без убийств, ранений или исчезновения людей", сказал президент, добавив, что "оккупанты" - так он обозначил силы США - "не отваживаются даже признать свое поражение и уйти из Ирака".

Затем он провел пресс-конференцию в типичном для Ахмадинежада стиле: взял руководство в свои руки, говорил откровенно и совершенно не обращая внимания на нормы дипломатии. Он назвал любые санкции ООН против Ирана "незаконными" и отверг слова о возможных военных действиях со стороны США в случае неподчинения. "Они хотят навредить нам, - заявил Ахмадинежад, - но по воле Бога не смогут этого сделать". Когда был задан вопрос о том, беспокоит ли его возможность удара по Ирану со стороны Израиля (такой удар был нанесен недавно по Сирии), президент рявкнул: "Следующий вопрос". Проигнорировал он и обращение жены израильского солдата, который был похищен в прошлом году боевиками "Хизбаллы".

Одна из иранских журналисток спросила Ахмадинежада о том, как он мог в ходе выступления в Колумбийском университете в понедельник заявить, будто в Иране нет гомосексуалистов. Она отметила, что лично знает нескольких.

"Действительно? - ответил тот. - Я не знаю ни одного". Ахмадинежад попросил назвать адреса этих людей, чтобы правительство "было в курсе происходящего".

Противостояние между США и Ираном разыгрывалось весь день силами заместителей и союзников. Президент Франции Николя Саркози в своем первом выступлении перед Генассамблеей предупредил, что ядерный Иран будет представлять "неприемлемую опасность" для международной стабильности и что "мира во всем мире не будет", если международное сообщество не проявит решительности в борьбе с действиями Тегерана. Президент Никарагуа Даниэль Ортега резко осудил Соединенные Штаты, заявив, что они не имеют права давить на Иран и вынуждать его отказаться от ядерной программы, поскольку Америка единственная в истории применила атомную бомбу.

Тем временем в Вашингтоне законодатели готовятся дать ответ на визит Ахмадинежада. Палата представителей 397 голосами против 16 высказалась за прекращение зарубежных инвестиций в экономику Ирана, в частности в энергетический сектор. Кроме того, они запретили Бушу отступать от введенных США санкций. Сенат обсудил факультативное решение, в соответствии с которым Госдепартамент должен объявить Корпус стражей исламской революции террористической группировкой, однако из-за мелких разногласий голосование было отложено.

Иран - лишь один из множества вопросов, которые Буш затронул в ходе трехдневного визита в Нью-Йорк. Здесь он встретился с иракским премьер-министром Нури аль-Малики, которого убеждал активнее выступать за политическое объединение страны, провел круглый стол по вопросам демократии с главами других государств, а также принял участие в обсуждении Советом Безопасности кризиса в провинции Дарфур в Судане.

"Быть может, некоторые не считают происходящее геноцидом, - заявил Буш, выступая за введение миротворческих сил в Судан. - Но если вы подвергаетесь насилию, если нарушаются ваши человеческие права, если вас безжалостно убивают шайки бандитов, то вы знаете, что это геноцид. Фундаментальный вопрос заключается в следующем: готовы ли мы, представители свободного мира, действовать активнее?"

Возле штаб-квартиры ООН собрались несколько сотен человек, которые выступали против политики Буша в Ираке и в вопросах борьбы с терроризмом. На некоторых были оранжевые комбинезоны - таким образом демонстранты выражали озабоченность судьбой заключенных базы Гуантанамо на Кубе. Около дюжины человек были арестованы за неповиновение властям.

Против Буша выступил и министр иностранных дел Кубы Перес Роке, который осудил "пустое заявление" американского президента. Самого Буша он назвал "преступником", "не имеющим морального права или авторитета, чтобы осуждать другие страны". Позже советник президента Майкл Козак сказал: "Кубинцы умеют критиковать, но неспособны терпеть критику в собственный адрес".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru