Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 февраля 2001 г.

Даниэль Брёсслер | Süddeutsche Zeitung

Немецкие инвесторы не решаются приходить в Калининград

Фабрика, построенная в 1908 г., повидала многое. На ней трудились и немецкие рабочие, во времена кайзера собиравшие первые железнодорожные составы, и советские трудящиеся, позже строившие подводные лодки. Теперь с конвейера завода сходят БМВ. С середины прошлого года баварский концерн начал в Калининграде сборку автомобилей для российского рынка. Деятельность БМВ в Калининграде оказалась весьма успешной, утверждает представитель баварского концерна Клаус-Ейнар Лиске.

Этим успехом охотно воспользовался весь российский анклав. В свое время все надеялись, что вслед за БМВ в регион придут и другие инвесторы. Однако пока эти надежды не оправдались. Производство автомобилей БМВ пока остается ?единственным достижением? немецкого бизнеса в Калининграде, утверждает Штефан Штайн из Восточного комитета Союза немецкой экономики. А ведь какие радужные строились планы! В 1996 г. в Калининграде была образована Особая экономическая зона ?Янтарь?, устанавливающая особые налоговые и таможенные условия для ряда товаров, производимых в анклаве.

В отчете Комиссии европейского сообщества значение особой калининградской зоны было названо ?ограниченным?. Для эффективного функционирования зоны ей, среди прочего, не хватает ?поддержки местных властей?. По мнению Штайна, именно в этом основная причина сдержанности инвесторов. ?Не хватает правовой стабильности?, - утверждает он. Никто не может полагаться на то, что обещанные преференции действительно будут предоставлены, говорит представитель Союза немецкой экономики.

Доказательства этому уже есть. В предписании Государственного таможенного комитета России, принятом в начале этого года, устанавливается, что произведенные в Калининграде товары при ввозе на территорию России должны облагаться 20-% НДС. Так, в одно мгновенье было уничтожено главное преимущество ?особой экономической зоны?. Только после вмешательства калининградского губернатора Владимира Егорова президент России отложил нововведение на полгода. По словам Штайна, российскому руководству сложно сделать выбор между необходимостью создать привлекательные условия для инвесторов и потребностью быстро пополнить государственную казну.

Будущее Калининграда тоже очень неясно. Через несколько лет область окажется не только отделенной от России, но и полностью окруженной государствами ЕС. Польша является первоочередным претендентом на вступление в Европейский Союз; Литва следующая на очереди. Это вызовет ряд последствий для Калининграда, главным из которых станет необходимость получения визы для проезда по территории соседних государств.

Некоторые калининградские политики надеются, что в области можно будет реализовать модель сотрудничества России и ЕС, которая станет примером и для других регионов. ?ЕС не заинтересован в том, чтобы иметь рядом с собой агрессивного, голодного и опасного соседа?, - утверждает депутат местного парламента Соломон Гинзбург. Калининград должен тесно сотрудничать с ЕС, возможно, даже применять основы европейского законодательства.

Этот курс на фактическое отделение Калининграда от России не находит поддержки ни в Брюсселе, ни в Москве. Россия чувствительно реагирует на все, что может представлять опасность ее суверенитету над Калининградом. А ЕС, в свою очередь, серьезно относится к опасениям Москвы. ?Калининград - неотъемлемая часть России. Поэтому ему сложно предоставить особый статус, например, зоны свободной торговли или таможенного союза?, говорится в отчете КЕС. Министр иностранных дел Швеции Анна Линд, исполняющая в настоящее время обязанности президента Совета ЕС, тоже очень осторожна в оценках. Во время своего недавнего визита в Москву она заявила, что ЕС не будет предпринимать ничего за спиной России.

Однако КЕС все же советует государствам-членам ЕС подумать об открытии своих представительств в Калининградской области. Когда в начале 90-х немцы захотели открыть свое консульство в Калининграде, они столкнулись с жесточайшим сопротивлением российской стороны. Слишком велико было недоверие русских, опасавшихся, что Берлин хочет таким образом восстановить контроль над утерянным анклавом.

К счастью, в самом Калининграде, эти страхи не ощущаются. Напротив: интерес к немецкому прошлому и Германии растет. Сергей Хенке, директор Российско-германского дома в Калининграде, говорит о росте спроса на изучение немецкого языка. ?Пока мы можем удовлетворить спрос лишь на треть?, - утверждает руководитель калининградского отделения немецкого Общества технического сотрудничества (GTZ). Проблема не в самих немцах. А в том, посему они так мало инвестируют в экономику бывшей Восточной Пруссии.

Штефан Штайн, с 1996 г. представляющий в Калининграде Союз немецкой экономики, не удивляется осторожности немцев. Лишь 40 немецких предприятий имеет в анклаве серьезный бизнес. Размер совокупных немецких инвестиций в экономику области составляет не больше 15 млн. долларов. Осторожность здесь необходима. ?Я не стал бы никого отговаривать, я лишь посоветовал бы подождать?, - говорит Штайн. По его словам, регион очень интересный, однако лишь для тех, кто может заинтересовать своей продукцией российский или европейский рынок. Сам Калининград, население которого всего около миллиона человек, обладающих очень низкой покупательной способностью, представляет собой слишком маленький рынок для сбыта продукции.

У БМВ нет проблем со сбытом в России. Здесь достаточно и ?новых русских?, и начальников, которые могут позволить себе представительскую модель пятой или седьмой серии. Ежедневно с калининградского конвейера сходят 8-10 автомобилей. В 2000 г. было выпущено 1200 автомобилей марки БМВ, в этом году их будет уже 2000. При этом собственный риск концерн свел к нулю: сборку автомобилей осуществляет российская фирма ?Автотор? по заказу БМВ. Калининградская сборка очень выгодна, она позволяет продавать автомобили местного производства на 10-15% дешевле немецких аналогов. Это объясняется не только таможенными льготами, но и низкими издержками на заработную плату. 200 работников ?Автотора? получают в среднем 150 долларов в месяц, обладая при этом, по словам Лиске, высочайшей квалификацией. ?40% стоящих у конвейера людей имеют высшее образование?, - говорит представитель БМВ.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru