502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
27 января 2004 г.

Жан-Люк Аллуш | Libération

"Палестинцы не признают нашего присутствия"

Бенни Моррис, родившийся в 1948 году в киббуце Эйн-ха-Хореш, преподает историю в Университете Бен-Гуриона в городе Беэр-Шева. Профессор Моррис - признанный специалист по истории арабо-израильского конфликта и проблемы палестинских беженцев. Недавно во французском издательстве Editions Complexe вышло новое издание его труда "The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited, 1947-1949".

- В Израиле вас иногда упрекают в том, что палестинцы используют собранную вами документацию по истории Накбы (этим термином арабы обозначают "катастрофу", которой обернулась для них война 1948-1949 гг. - Прим. ред.) для нападок на Израиль. Сожалеете ли вы об этом?

- Я ни о чем не сожалею: задача историка не в том, чтобы служить народу, партии, идеологии, армии. Как историк я не служу сионизму, хотя как гражданин я отождествляю себя с сионизмом. Я несу ответственность только за истину, за точность изложения фактов и взвешенность своих суждений.

- Приводите ли вы в последнем издании своего труда какие-либо новые документы о палестинских беженцах 1948 года?

- Новая документация отличается большей полнотой. В 1980-е годы, когда я писал первый вариант, архивы "Хаганы" (подпольной армии еврейской общины, действовавшей до образования государства Израиль. - Libération) и ЦАХАЛа были закрыты. Я добавил отдельную главу о проблеме "трансферта" (изгнания) палестинцев в том виде, в каком она обсуждалась сионистским руководством в 1930-1940-е годы. Нет никаких сомнений, что в этом плане существовал консенсус, хотя между этими дебатами и тем, что произошло в 1948 году, не было полной корреляции - вопреки утверждениям арабской пропаганды. Сионистское руководство думало о "трансферте", но оно не осуществило его и не превратило в свою политическую платформу. Однако в 1948 году, когда состоялось переселение палестинцев, еврейское население согласилось с этим и поняло, что это было жизненно необходимо для еврейского государства.

- Понимаете ли вы, какой травмой была Накба для палестинцев?

- Я думаю, что я прекрасно понимаю палестинцев. Вот почему их позиция и их действия для меня прозрачны. За каждым камикадзе, взрывающим себя в кафе в Тель-Авиве или в иерусалимском автобусе, стоят не только страдания его семьи в Рамаллахе, но и бедствия, выпавшие на долю палестинцев еще до 1948 года, но особенно - после него. Они наказывают нас за Накбу. Они ощущают себя жертвами несправедливости, и это ощущение составляет часть сегодняшней палестинской идентичности. Их желание исправить то, что они считают абсолютной несправедливостью, вынуждает меня не верить в способность этого поколения к компромиссу.

- А вы хотите, чтобы жертва испытывала какие-то другие чувства, кроме собственных обид?

- Палестинская и исламистская культура не в состоянии смотреть на вещи объективно. Это сплошная субъективность. Я способен указать на роль Израиля в страданиях палестинцев, но я говорю также о том, сколько зла причинили нам арабы в 1920-е годы своими террористическими акциями. Те, кто совершает теракты против нас, на это не способны.

- Не потому ли так происходит, что они сражаются за свою свободу?

- Вы много читали книг, в которых было бы объективно написано о пророке Мухаммеде, о его дурных поступках, о резне, которую он устраивал? Утверждение собственной исключительности, ксенофобия, неспособность смотреть на вещи так же, как смотрит на них остальной мир - все это в высшей степени свойственно исламской культуре, по крайней мере в нашем регионе. Я боюсь, что это докатится и до Запада, и теракт против нью-йорских башен-близнецов окажется лишь началом...

- Какую роль сыграла интифада?

- Нынешняя интифада имеет три аспекта, которые неотделимы друг от друга. Первый из них - это настоящая борьба за освобождение от оккупации, которая является справедливой. Второй аспект - это разрушение государства Израиль: выступления на Западном берегу и в Газе направлены на то, чтобы оно уменьшилось, а потом и исчезло окончательно. Третий, исламский, аспект - это джихад: мусульманские боевики рассматривают Израиль как анклав Запада в регионе и хотят уничтожить его как часть этого западного мира с его ценностями - свободой, сексуальной распущенностью и пр. Большинство людей на Западе обращает внимание лишь на первый аспект и игнорирует два других. Однако они имеют очень глубокие корни в этом конфликте.

- Но часть израильского общества тоже хотела бы, чтобы палестинцев здесь не было...

- Между целями, которые ставят перед собой два национальных движения, существует асимметрия. Вначале каждое из них претендовало на всю территорию Израиля. Но с течением истории сионистское движение поняло, что нужно согласиться на компромисс, что всех арабов выслать невозможно, что мир этого не допустит и что это несправедливо. Палестинское движение поначалу также претендовало на всю территорию. Даже сегодня оно фактически претендует на нее. Ислам не уступает своей земли и не имеет никакого резона делать это.

- Разве поселения не укрепляют у израильтян чувство, что "им все принадлежит"?

- Это правда, но я всегда был против колонизации (будучи призван в армию, Моррис отказался служить на оккупированных территориях. - Libération). С самого начала она только усиливала ненависть палестинцев к нам, укрепляя позиции "Хамаса" и "Исламского джихада". Но корень проблемы не в ней. Ибо еще до появления поселений палестинцы не признавали нашего присутствия на этой земле, отвергали идею раздела. И так будет и впредь, даже когда поселений не останется.

- Вы пессимист!

- Я считаю себя человеком левых взглядов, предполагающих, что идея раздела между двумя государствами является справедливой. Исходя из понятий справедливости и реализма, я хочу раздела. Проблема же, на мой взгляд, состоит в том, что палестинцы на него не согласны и что, в конечном счете, весь мусульманский мир не хочет нашего присутствия здесь - ни на 80, ни даже на 10% территории. Так что борьба затянется на десятилетия. Разве что в палестинском сознании произойдет поворот, и они согласятся на исторический компромисс. В противном случае здесь будет только одно государство - еврейское без арабского меньшинства или арабское без еврейского меньшинства. Либо не будет вообще ничего, ибо весь регион будет уничтожен атомным катаклизмом - а он не так уж невероятен.

Источник: Libération


facebook
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2025 InoPressa.ru
                                                                                                                                                                                                                                               
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx