Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 января 2005 г.

Жюль Луттерот | Der Spiegel

Последний шанс для охотников за нацистами

Через 60 лет после падения "третьего рейха" уже осталось не очень много нацистский преступников, которые в свое время вышли сухими из воды и живы до сих пор. Сейчас Центр им. Симона Визенталя проводит в Германии операцию "Последний шанс": за информацию, которая приведет к осуждению нациста, полагается вознаграждение в 10 тысяч евро. Но некоторые оспаривают справедливость этой акции

Эфрайм Зурофф, руководитель центра им. Симона Визенталя в Иерусалиме, утверждает: "Речь идет о справедливости". И ее нужно достичь быстро. "Время играет против нас". Возможно, есть еще тысячи нацистских преступников, которые не ответили за свои преступления и которые живы до сих пор, сказал охотник за нацистами на пресс-конференции, только что прошедшей в берлинском рейхстаге. Сейчас немцы должны помочь наказать или хотя бы указать на преступников. Это их исторический долг, считает Зурофф. Центр им. Визенталя готов заплатить по 10 тысяч евро за информацию, которая приведет к осуждению нацистского преступника.

Операция "Последний шанс" уже проходит в Польше, прибалтийских государствах и Австрии - успешно, говорит Зурофф: его организация получила информацию о 329 возможных преступниках, против 79 подозреваемых уже выдвинуто обвинение. Однако действительно ли во всех 329 случаях речь идет о нацистских преступниках, пока не установлено. Зурофф говорит: "На самом деле не каждый, против кого выдвинуто обвинение, виновен".

Прежде чем имена передаются в прокуратуру, выясняется три момента: Жив ли еще обвиняемый? Достаточно ли он здоров, чтобы вынести судебное разбирательство? Предъявлялись ли ему уже обвинения? Целью акции является привлечение к ответственности нацистских преступников за их злодеяния. "Все равно, сколько им лет, 75 или 105", - говорит Арие Рубин, руководитель еврейского фонда Targum Shlishi в Майами, который поддерживает операцию, проводимую Центром им. Симона Визенталя.

Случай Ариберта Хайма - один из таких. Эсэсовец, служивший в 1941 году врачом в концлагере Маутхаузен, подозревается в убийстве многочисленных заключенных Маутхаузена путем инъекции в сердечную мышцу. Земельный суд Баден-Бадена выписал международный ордер на его арест. Зурофф убежден, что Хайм еще жив: "На его счету в одном берлинском банке лежит около миллиона евро. Если бы он умер, уже давно бы объявились наследники".

То, что Хайм, родившейся в 1914 году, еще жив, не исключает также руководитель Центра преследования нацистских военных преступлений Курт Шримм. "Но других крупных рыб сегодня в живых, пожалуй, уже не осталось", - сказал он нашему корреспонденту. Возможно, правда, еще жив руководитель СС Алоиз Бруннер. Давно уже ходят слухи, что знаменитый помощник Адольфа Айхманна, активно участвовавший в депортации венских евреев, находится в Дамаске, говорил Шримм.

Однако в то, что люди, находящиеся в розыске в рамках операции "Последний шанс", будут уличены в инкриминируемых им преступлениях, верится с трудом. Шримм говорит: "Успеха я не обещаю. Люди, которые хранили тайну 50 или 60 лет, вряд ли выдадут ее за сравнительно небольшую плату в размере 10 тысяч евро". Также практически исключено, что нацистский преступник придет с повинной, говорит Шримм. За всю его карьеру ему встретился лишь один случай, когда обвинение нацистского преступника строилось на его же собственных показаниях.

В целом с 1950 года только судами Германии было осуждено около 6500 нацистских преступников. Сколько осталось безнаказанными, судить невозможно. "Нам даже не известны все их злодеяния".

Миша Брумлик, директор франкфуртского Центра исследований и документации истории и последствий Холокоста им. Фритца Бауэра, относится к операции "Последний шанс" критически. "Это ненужная и конрпродуктивная акция, так как она апеллируют не к морали, а, в первую очередь, к низменным инстинктам, к алчности. Однако ее организаторы, очевидно, посчитали, что без вознаграждения они не добьются никаких результатов, - сказал Брумлик нашему корреспонденту. - Вместо разъяснительной работы в обществе они попытались привлечь внимание плакатными средствами".

"Конечно, - добавляет он, - эти преступления тоже надо расследовать. Но: преступники, которые все еще находятся в розыске, - это очень пожилые люди, скорее всего, они не выдержат ни допроса, ни суда. Конечно, их деяния нужно обсуждать и преследовать. Однако путь, который выбрал Центр им. Симона Визенталя, является ошибочным".

Отвечая на упрек, Арие Рубин сказал, что назначение награды за поимку преступника - это обычная практика. А за информацию, которая поможет в поимке Ариберта Хайма, назначено вознаграждение в размере 130 тысяч евро. Между прочим, германским государством.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru