Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 июля 2005 г.

Дэниел Домби и Изабель Горст | Financial Times

В борьбе за влияние в Средней Азии США вынуждены отступать

Когда Киргизия взорвалась "тюльпановой революцией" в марте этого года, Россия, издавна господствующая держава в Средней Азии, поспешила озвучить свои опасения.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России, заявил коллегам из других стран, что западные наблюдатели на выборах сеют нестабильность, как они это делали ранее в Грузии и на Украине.

Однако ко времени президентских выборов, которые состоялись в начале этого месяца и сделали лидером Киргизии Курманбека Бакиева, ситуация изменилась - причем настолько, что министр обороны США Дональд Рамсфельд почувствовал себя обязанным посетить регион на этой неделе. Западные страны находятся под все большим давлением в связи с необходимостью пересмотреть свои связи с Узбекистаном после кровавого подавления внутреннего мятежа. А Россия и Китай объединились с Киргизией и Узбекистаном, призвав США назначить дату вывода их военных баз из Узбекистана и Киргизии.

Организация, сделавшая это заявление - Шанхайская организация сотрудничества, включающая Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, по большей части бессильна, однако символизм этого жеста налицо.

В результате сегодня Москва чувствует себя гораздо спокойнее в регионе. А США, создавшие опорный пункт в Средней Азии после терактов 2001 года, вынуждены отступать. Вашингтон предпринимает попытки восстановить свои позиции, в частности, с помощью наспех организованного визита Рамсфельда в регион. Пока что он сосредоточил свои усилия на Киргизии.

Марта Брил Олкотт из Фонда Карнеги и эксперт по Средней Азии, отмечает: "Ситуация сложилась незавидная. Любой, кто пытается заставить Киргизию сделать выбор, делает и без того уязвимый регион еще более хрупким".

Однако необходимость выбора, возможно, уже напрямую нависла над Киргизией. Путин тепло приветствовал Бакиева в Москве в мае на церемониях в честь победы во Второй мировой войне и направил своих посланников в Бишкек сразу же после восстания. Москва прекрасно сознавала, что Соединенные Штаты укрепили влияние в Грузии и на Украине после революций в этих двух бывших советских республиках.

С другой стороны, Киргизия получает ценный доход от аренды Соединенными Штатами военно-воздушной базы. После визита Рамсфельда киргизское правительство выступило с заверениями, что американские войска могут остаться до тех пор, пока в соседнем Афганистане не наступит стабилизации. "Я на вашем месте не спешил бы паковать вещи", - сказал вчера Рамсфельд американским солдатам.

Успех киргизской революции, которая свергла Аскара Акаева, президента, который находился у власти 14 лет, также породила собственную динамику. В то время как отказ Акаева применять силу принес ему уважение на Западе, в Средней Азии его бегство укрепило убежденность в том, что мягкость не приносит плодов.

Спустя два месяца после этого Ислам Каримов, президент Узбекистана, жестоко подавил вооруженный мятеж в Андижане, недалеко от киргизской границы. По оценкам некоторых свидетелей, число жертв достигло 500 человек. Узбекские власти утверждают, что их было 187. Вашингтон подверг эти события критике. Россия оправдала их как необходимый ответ на терроризм. Китай аплодировал.

В результате дилемма встала и перед США, которые используют узбекскую военную базу для поддержки своей кампании в Афганистане; и перед НАТО, который считает Узбекистан своим "партнером по миру"; и перед Евросоюзом, связанным с этой среднеазиатской республикой договором о партнерстве. В этом месяце европейские министры иностранных дел, которые установили для Узбекистана крайний срок (конец июня) для пересмотра его отказа в проведении международного расследования убийств, смогли договориться только о приостановке углубления связей с Узбекистаном.

Некоторые дипломаты говорят, что западным государствам придется искать альтернативу размещению солдат в Узбекистане.

В отличие от этого, успех Киргизии, которая провела относительно честные президентские выборы, рассматривается США как признак возвращения республики на демократический путь. Однако Вашингтону будет сложно игнорировать сомнительные действия Киргизии, направленные на выполнение требований Узбекистана вернуть на родину 450 беженцев, которые бежали в Джелалабад во время мятежа в Андижане.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru