Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 июля 2005 г.

Редакция | Financial Times

Коррупция идет в гору

Одним из главных обещаний, данных президентом России Владимиром Путиным, было обещание вычистить коррупцию, оставшуюся в наследство от его предшественника Бориса Ельцина, который почти десять лет бесстрастно наблюдал за разграблением государственных активов. К несчастью, с тех пор как в 2000 году Путин пришел к власти, ситуация с коррупцией стала только хуже.

По оценке независимого научно-исследовательского центра - фонда "Индем", за последние четыре года общая сумма взяток могла вырасти в 10 раз. Сейчас расследования ведутся в отношении правительства.

Расследование, ведущееся на Западе, относительно роли Commerzbank в связи с контрольным пакетом акций российской холдинговой телекоммуникационной компании привело не только к отставке ряда представителей руководства, но и обнаружило факт возможных закулисных приватизационных сделок части российского телекоммуникационного бизнеса в 1990-х годах. Эта холдинговая компания была основана в эпоху Ельцина Леонидом Рейманом, который был в руководстве компании "Петербургская телефонная сеть" в то время, когда Путин занимал пост заместителя мэра. Ныне Рейман является министром телекоммуникаций.

В России существует давняя традиция взяточничества. Некоторые экономисты даже утверждают, что взятки обеспечивают необходимую смазку для немыслимо централизованной системы, которую царистский и коммунистический режимы навязали самой большой стране в мире. Эта традиция, разумеется, глубоко укоренилась в советской экономике дефицита.

Однако создается впечатление, что и взяточничество, и взяткодательство стремительно набрали высоту в свете инспирированного Кремлем развала нефтяной компании Михаила Ходорковского ЮКОС. По мнению фонда "Индем", это дело подняло в собственных глазах корыстных чиновников и запугало корпоративных взяткодателей, готовых нести им деньги. Что касается частных граждан, им массово приходится прибегать к взяткам, чтобы уберечь сыновей от призыва в армию и отправки в Чечню.

Путин публично выразил твердое намерение искоренить коррупцию, хотя, возможно, он в политических целях использует обвинение в мошенничестве против Михаила Касьянова, бывшего премьер-министра, в прошлом году уволенного с должности. Однако использовать одних бюрократов для надзора за другими бюрократами - это бесплодный замкнутый круг, что особенно наглядно демонстрирует манера ведения дел такими представителями верхушки, как Рейман. Единственный способ справиться с проблемой - это усиливать, а не ослаблять политическую систему взаимоограничения властей. Даже Ельцину приходилось мириться с сильной парламентской оппозицией и СМИ, которые были, по крайней мере, разнообразными.

Сейчас же западные главы компаний и правительства должны более тщательно взвешивать выгоду и цену сделок с Россией. Благодаря нефтяному буму Россия стала чистым кредитором для Запада. Это означает, что западные банки должны искать альтернативы легко осуществимым ссудным операциям, но, когда они это делают, они должны тщательно охранять свою репутацию и не потворствовать захвату активов государством.

Что касается западных правительств, их единственный рычаг воздействия на Путина - то, что он, вероятно, желает преуспеть в роли председателя группы ведущих индустриальных стран "большой восьмерки" в будущем году. Это должно заставить его и его помощников вести себя наилучшим образом.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru