Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 июля 2005 г.

Элани Скьолино и Дон Ван Натта | The New York Times

Лондонские террористы - смертники или жертвы обмана?

В первые часы после взрывов 7 июля в Лондоне британская полиция и спецслужбы полагали, что у четырех исполнителей было намерение подорваться вместе со своими устройствами. Но в последние дни полиция все чаще обращается к версии, что эти люди не планировали совершать самоубийство, а были обмануты.

Следователи, сомневающиеся в самоубийстве, приводят доказательства в поддержку своей версии. У всех исполнителей терактов 7 июля были обратные билеты Лютон - Лондон. Арендованная Жерменом Линдсеем машина была оставлена на стоянке в Лютоне на неделю, о чем свидетельствует квитанция, приклеенная к приборной панели.

В багажнике этой машины находилось большое количество взрывчатки - возможно, для нового теракта. Один из террористов только что потратил большую сумму на ремонт своей машины. У исполнителей при себе находились водительские права и другие документы, удостоверяющие личность.

Кроме того, никто из них не оставил записки, видеокассеты или следов в интернете, что обычно делают террористы-смертники. Родственники террористов были поражены тем, что выглядело как их решение покончить с собой.

Поскольку некоторые из этих улик можно рассматривать как намерение замести следы, некоторые следователи полагают, что исполнителям дали указание пронести взрывные устройства в поезда и оставить их там, и они думали, что устройства взорвутся через несколько минут.

Однако ряд доказательств как будто указывает на то, что это были смертники. Положение их тел было таким, что следователи первоначально выдвинули версию о смертниках.

Пока ни одна из сторон не может объяснить тот факт, что террорист в автобусе погиб через 57 минут после взрывов в поездах. По словам очевидцев, он сунул руку в свой рюкзак. Этот эпизод может служить аргументом в пользу обеих версий.

Еще больше запутывают дело рассказы очевидцев о поведении террористов 21 июля. Некоторые скрылись после того, как их бомбы не взорвались. Как минимум один, находившийся в автобусе, покинул место событий до попытки привести в действие взрывное устройство.

Вопрос о самоубийстве важен не только для следствия, но и для оценки террористической угрозы в Лондоне. Если теракты осуществили смертники, то это первые в Европе теракты такого рода, сигнализирующие о новой угрозе. Самоубийство может указывать на появление в Британии экстремистов, готовых умереть за свои идеи. Если эти люди не были смертниками, некоторые исходные предположения следствия могут измениться. В каком-то смысле это делает теракты менее зловещими. Гораздо легче завербовать "мулов", которые доставят взрывчатку в указанное место, чем людей, готовых умереть.

Источники утверждают, что среди следователей и в разведывательных кругах идут жаркие дебаты. Некоторые называют первоначальную версию о том, что теракты 7 июля осуществили фанатики, готовые умереть во имя радикальной трактовки ислама, излишне упрощенной.

"То, что на прошлой неделе выглядело простым и прямолинейным, сегодня уже не кажется таким, - заявил военный источник, имеющий доступ к полицейской информации. - После первого теракта было ощущение, что эти мальчишки подверглись промывке мозгов и стали смертниками. Но затем был совершен неудавшийся второй теракт, и возник вопрос, были ли это фанатики, готовые умереть, или дурачки, которыми руководила группа, дергавшая за веревочки".

Если верна последняя версия, увеличивается вероятность существования организатора обоих терактов, который, возможно, занимается организацией новых. Британская полиция не хочет публично называть взрывы 7 июля терактом смертников. Комиссар лондонской полиции сэр Иан Блэр и глава антитеррористического подразделения Скотленд-Ярда Питер Кларк отказываются публично называть исполнителей смертниками.

"Технически они не являются смертниками, - заявил источник в полиции. - Скотленд-Ярд не называет их так. Даже если мы думаем, что они могли быть смертниками, полиция не говорит это прямо".

Источник в одной из европейских разведок сказал: "Версия о смертниках с самого начала вызывала у британцев сомнения, и они не могут наверняка сказать, что она верна. На основе собственного анализа мы можем сказать, что это не обязательно были смертники".

Неудачные теракты 21 июля обострили споры. Действия второй группы террористов заставили некоторых следователей по-иному взглянуть на организационные навыки группы, действовавшей 7 июля. По мнению некоторых следователей, террористам 7 июля в возрасте от 18 до 30 лет не хватило бы мастерства для осуществления синхронного теракта, при котором три бомбы в лондонском метро взорвались с интервалом в 45 секунд.

По другой версии, террористы знали, что на взрывных устройствах установлены таймеры, и получили инструкцию оставить их в поездах в определенное время, возможно в 9 утра. "Возможно, им сказали, что бомбы взорвутся в 9:10 или 9:15", - заявил один из источников. Устройства были приведены в действие в 8:50.

Американские следователи уверены в том, что террористам, захватившим самолеты 11 сентября, которых завербовали непосредственно перед терактами, не сказали, что захваченные самолеты будут использованы именно таким образом.

На пресс-конференции в день первых терактов комиссар лондонской полиции Блэр сказал: "Нет никаких указаний на то, что исполнители были смертниками. С другой стороны, исключить это нельзя".

По существу, эта точка зрения осталась неизменной.

Во вторник на своей ежемесячной пресс-конференции премьер-министр Тони Блэр затронул вопрос о самоубийстве, но лишь в виде версии. "Нет оправдания терактам смертников, где бы они ни происходили - в Палестине, Ираке, Лондоне, Египте, Турции", - сказал он в одном случае. По другому поводу он заявил: "Теракты смертников плохи и в Израиле, и в Лондоне, и в Нью-Йорке".

Пресс-секретарь Даунинг-стрит назвал слова Блэра общими рассуждениями о террористах-смертниках, а не подтверждением того, что полиция считает исполнителей терактов 7 июля смертниками.

С версией о том, что четверо террористов могли стать жертвами обмана, согласны некоторые из их родственников.

Дядя Шехзада Танвира, 65-летний Башир Ахмед заявил в интервью, что семья не имела понятия, что 22-летний житель Лидса, любящий крикет и футбол, планирует теракт-самоубийство. "За ним должны были стоять какие-то силы", - заявил Ахмед.

Родственники 19-летнего Жермена Линдсея тоже сказали, что они не могут прийти в себя. Его жена, 22-летняя Саманта Льютвейт, сказала, что он был "любящим мужем и отцом", "никак не похожим на человека, способного совершить такое чудовищное преступление".

Льютвейт добавила: "Мы до сих пор в шоке и не можем понять, как человек, даже не такой, как Жермен, может совершить подобное".

Марк Бейлли, эксперт Центра проблем обороны и международной безопасности, отметил, что споры о том, имели ли террористы 7 июля намерение погибнуть, "становятся темой, которую обсуждают все".

"Есть некоторые нестыковки, заставляющие думать, что они не были смертниками, - заявил Бейлли. - Очень хотелось бы узнать, действительно ли их обманули".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru