Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 марта 2007 г.

Стивен Ли Майерс и Эндрю Крамер | The New York Times

Из пепла ЮКОСа рождается новый российский нефтяной гигант

В далеком сибирском городе Нефтеюганске, настолько неотделимом от энергетических богатств России, что даже в его имени присутствует слово "нефть", осталось совсем немного следов компании ЮКОС. Кое-где бараки для рабочих, грузовики и старое оборудование до сих пор раскрашены желтым и зеленым - цветами ЮКОСа.

Все остальное, что принадлежало дочернему предприятию некогда богатейшей российской компании, теперь покрашено в новые цвета - черный и золотой - и принадлежит новому владельцу - "Роснефти".

При президенте Владимире Путине Кремль превратил некогда забытую государственную нефтяную компанию "Роснефть" в энергетического гиганта. Произошло это практически полностью за счет перекрашивания активов ЮКОСа.

Во вторник начнется новый этап происходящего: после инициированного "Роснефтью" объявления о банкротстве стартует аукцион по продаже оставшихся активов.

Этот аукцион станет последним этапом для ЮКОСа, в течение нескольких месяцев он растворится в государственной нефтяной промышленности. Уголовное преследование компании началось почти четыре года назад.

Этот же аукцион - новая веха в борьбе Путина за то, чтобы поставить энергетические ресурсы России под контроль государства. По словам критиков, все происходит по стандартному для кремлевских махинаций образцу: формальный, публичный и якобы законный процесс сочетается с тайными переговорами, где тон задает Кремль. Как заявил в одном из интервью бывший премьер-министр Путина Михаил Касьянов, происходящее - лишь иллюзия, имитация процесса.

На аукционе в первую очередь будет продан принадлежащий ЮКОСу пакет акций "Роснефти" - почти 10%. Стартовая цена явно занижена и составляет 7,5 млрд долларов, это примерно на 12% ниже биржевой стоимости акций.

Несмотря на то, что в последний момент к участию подключилась BP, большинство наблюдателей ожидает победы "Роснефти", которая является и организатором аукциона, и его участником, и, наряду с государством, крупнейшим кредитором.

Эдуард Ребгун, занимающийся ликвидацией активов ЮКОСа, стал кандидатом в совет директоров "Роснефти".

Главный аналитик "Альфа-банка" Кристофер Уифер говорит, что исход аукциона практически предрешен. По его словам, единственный способ доказать, что истинная цена активов ЮКОСа не была занижена в пользу "Роснефти" - это провести "открытый, абсолютно прозрачный аукцион".

Но вместо этого, объясняет Уифер, торги готовятся стать повторением тех во многом мошеннических аукционов 1990-х годов, на которых магнаты вроде Ходорковского скупали государственную собственность. Затем они создавали компании вроде ЮКОСа путем тех самых сделок, против которых выступают Путин и его сторонники.

"Они устроили все так, чтобы могли участвовать те, чья победа им нужна, - объясняет Уифер. - Это опробованный и работающий механизм, который придумал и которым в совершенстве овладел сам ЮКОС".

Первый раунд аукциона состоится во вторник в штаб-квартире ЮКОСа, в практически заброшенном здании из стекла и камня, которое возвышается над Павелецким вокзалом в Москве. Бывший глава компании Михаил Ходорковский, сейчас отбывающий восьмилетний тюремный срок по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов (сам он называет эти обвинения политически мотивированными), пользовался офисом на 17-м этаже этого здания.

Несмотря на всю критику, официальные лица говорят, что это законный и честный процесс. По словам Ребгуна, активы ЮКОСа будут проданы примерно на 30% ниже оценочной стоимости потому, что они находятся в тяжелом положении. Отчасти это вызвано временными ограничениями, которые определил для ликвидации собственности суд, огромными налоговыми требованиями и экологическими претензиями со стороны государства.

Несмотря на ослабление, ЮКОСу до сих пор принадлежат лицензии на 2,3 млрд баррелей нефтяных запасов. Компания добывает около 400 тыс. баррелей нефти в день, ей принадлежат пять перерабатывающих заводов и сеть заправок, крупные пакеты акций в российских государственных энергетических компаниях (они были получены в ходе обмена активами перед банкротством).

Эти оставшиеся активы ЮКОСа оцениваются более чем в 22 млрд долларов - примерно столько, по словам государства и кредиторов компании, она им задолжала.

Банк Ходорковского - МЕНАТЕП - в 1996 году приобрел ЮКОС на аукционе за 300 млн долларов. Эта была одна из так называемых сделок по схеме "кредиты в обмен на акции", против которой направлена основная критика противников приватизации 1990-х годов в России.

"Роснефть" стала тем, чем является теперь, когда в ходе темного аукциона приобрела 76,69% акций "Юганскнефтегаза", которые были проданы после государственных обвинений против ЮКОСа в уклонении от налогов. Один из советников Путина, сейчас уже бывший, назвал эту продажу "кражей века".

Власти потребовали продать "Юганскнефтегаз" в счет налоговой задолженности ЮКОСа, и в декабре 2004 года он был пущен с аукциона. Победу на торгах одержала никому не известная компания "Байкалфинансгрупп", предложившая 9,35 млрд долларов, что гораздо меньше рыночной стоимости компании, которая в то время, по разным оценкам, составляла от 14 до 22 млрд долларов.

Спустя три дня это дочернее предприятие купила "Роснефть". При нынешних ценах на энергоносители "Юганскнефтегаз" стоит гораздо дороже. Согласно оценкам аналитиков, его цена может составлять больше 60 млрд долларов. Однако нефтеперерабатывающие заводы в Сибири по-прежнему принадлежат ЮКОСу. Если, как и ожидают, эти активы приобретет "Роснефть", большая часть бывшего ЮКОСа вновь объединится - на этот раз под контролем государства.

Мало кто сомневается в победе "Роснефти". В российской энергетике, которая неразрывно связана с политикой, любой другой компании для участия в торгах потребуется разрешение Кремля.

Понятно, почему участие в торгах BP было встречено критиками правительства с предубеждением. По российским законам в аукционе должны принимать участие не менее двух сторон, а до вступления в торги BP в числе покупателей значилась только "Роснефть".

Не далее чем в пятницу генеральный директор BP Джон Браун и его вероятный преемник Тони Хейворд встретились с Путиным на президентской даче в Подмосковье. Пресс-секретарь BP Роберт Уайн в понедельник сообщил, что встреча проводилась с тем, чтобы Браун мог представить Хэйворда российским официальным лицам. Он сообщил, что не может говорить, обсуждался ли запланированный на вторник аукцион.

В ходе недавней экскурсии в Нефтеюганск, организованной "Роснефтью", представители компании положительно оценивали управление "Юганскнефтегазом" и роль государства в бизнесе в целом.

"Мы стараемся обеспечить, чтобы наши акционеры получали лучшие дивиденды и доходы, - заявил на брифинге для журналистов первый вице-президент "Роснефти" Сергей Кудряшов. - Мы не отличаемся от любой частной компании вроде BP или Exxon".

Он и другие присутствовавшие в Нефтеюганске рассказали об инвестициях, сделанных компанией с 2005 года в месторождение, где добывается 1,1 млн баррелей в день. Представители компании демонстрируют свою лояльность в сравнении с ЮКОСом: они платят налоги и тратят деньги на строительство таких сооружений, как бассейн в городе со 114 тыс. жителей, где практически нет общественных заведений.

"С первого дня между нами идет плодотворное сотрудничество, - сообщил Юрий Аладин, главный заместитель Сергея Бурова, бывшего сотрудника ЮКОСа и "Роснефти", а с прошлого года - мэра Нефтеюганска. - До этого по-настоящему стабильного сотрудничества не было".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru