Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 марта 2013 г.

Маша Липман | The New Yorker

Борис Березовский: олигарх ушел из жизни

В России 90-х он был "человеком-мотором" политической жизни, одним из богатейших магнатов, "делателем королей", который привел к власти Владимира Путина, пишет в блоге The New Yorker обозреватель Маша Липман. Позднее Березовского выдавили из страны, напоминает автор. Российские власти обвиняли Березовского в разнообразных преступлениях и требовали его экстрадиции, а он вел собственную кампанию против Путина и его правительства.

"Война Березовского с Кремлем была проиграна почти с самого начала. Березовский не жалел усилий на подготовку докладов, книг и документальных фильмов с многочисленными обвинениями в преступной деятельности, предъявляемыми правительству Путина, но вплоть до конца 2000-х Путин неуклонно консолидировал свою власть, его власть не оспаривалась и не сталкивалась ни с каким соперничеством. Даже западные СМИ начали терять интерес к изгнаннику, врагу Путина", - говорится в статье.

Автор излагает биографию Березовского. В начале 90-х правительство РФ было дисфункциональным, конституция еще не была написана, правил практически не было, а колоссальной государственной собственностью мог завладеть всякий, описывает Липман обстановку. Коммерческие споры обычно разрешались путем насилия и убийств. Березовский "оказался одним из самых грубых, надменных, упорных и успешных бойцов", пишет автор. Затем он "фактически вторгся в Кремль и активно вмешивался в назначения высокопоставленных лиц и распределение собственности, едва не назначил себя главой "Газпрома".

Это был человек с гигантскими амбициями, жизнерадостный, страстный, легендарный бабник, продолжает автор. "Политики и партии, парламент, крупный телеканал, ведущие бизнесмены - всеми ими он управлял, дергая за ниточки", - говорится в статье. Точно так же он, видимо, собирался управлять преемником Ельцина.

Автор комментирует: "При всей своей энергии, колоссальном "эго" и таланте политических манипуляций Березовский оказался на удивление наивным человеком". Упоенный азартом, он наращивал свое могущество и не задумывался о последствиях не только для соотечественников, но и даже для самого себя. На взгляд автора, эта особенность Березовского проявилась и в истории с Путиным, который после прихода к власти начал ослаблять всех соперников, и в тяжбе с Абрамовичем ("Возможно, в свое время Березовский чересчур увлекался процессом приобретения активов, но ленился закрепить за собой права на приобретенное", - предполагает автор).

Соотечественники ненавидели Березовского, как мало кого другого. "Но есть одно качество, которое заслуживает признания: он был человеком громадного, шекспировского масштаба. А в путинской России нет места грандиозным личностям", - пишет автор.

Постепенное угасание Березовского, его капитуляция и смерть навевают печаль, считает обозреватель. "Это окончательное напоминание о том, что 90-е ушли безвозвратно. В те времена, вопреки всей сумятице, лишениям и жестокой несправедливости, брезжил проблеск надежды на то, что Россия избавится от вечного проклятия, где государство господствует, а человек бессилен", - подводит итоги автор.

Источник: The New Yorker


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru