Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 октября 2000 г.

Фред Вэйр | The Christian Science Monitor

Чеченцы жалуются на "расовую дискриминацию" в Москве

Таита Каимова и двое ее сыновей живут в тесной однокомнатной квартире, однако она редко разрешает юношам - оба они призывного возраста - выходить из дома.

Год назад покинув охваченную войной родную Чечню и поселившись на окраине Москвы, они столкнулись с опасностью другого рода. "Когда мои сыновья выходят на улицу, их задерживают из-за отсутствия надлежащих документов, - говорит седая Каимова. - Мы не можем получить разрешение на проживание в Москве, а деться больше некуда. Я чувствую себя загнанной в ловушку".

Вместе с несколькими десятками других чеченцев - главным образом женщинами - она ищет помощи, ежедневно сталкиваясь с отношением официальных органов ко всем чеченцам как к потенциальным террористам.

"Самая серьезная проблема заключается в том, что чеченцам зачастую отказывают в официальной регистрации, что делает их пребывание здесь действительно незаконным",- говорит Светлана Чувилова, организовавшая "горячую линию" для "Гражданского содействия", московскую правозащитную организацию, оказывающую юридическую и продовольственную помощь беженцам. По словам Чувиловой, еженедельно она получает около 100 жалоб на отказ в регистрации и передает их московским властям. "Однако мало что делается и ничего не меняется",- отмечает она.

Российская Конституция гарантирует всем гражданам право на свободное передвижение и выбор места жительства. Однако во многих городах, включая Москву, сохраняется регистрационная система, требующая от гостей, прибывающих на короткий срок, платить за регистрацию и предоставлять подробные сведения о месте проживания - и все это за "разрешительный" штамп в их паспорте.

Правоохранительные органы имеют право задержать любого гражданина, не имеющего подобной отметки. Различные злоупотребления, включая отказ регистрировать темнокожих кавказцев и представителей других "подозрительных" этнических групп, а иногда и проявления жестокости со стороны сотрудников милиции, уже давно получили широкое распространение.

После прокатившейся в прошлом году по стране волны взрывов жилых домов, унесших жизни около 300 россиян, взрывов, в которых Кремль обвинил чеченских повстанцев, положение приблизительно 100 000 чеченцев, проживающих в Москве, стало невыносимым. В прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков издал распоряжение, согласно которому все чеченцы старше 14 лет должны пройти перерегистрацию. Многие чеченцы выражают недовольство тем, что эта процедура, включавшая в себя снятие отпечатков пальцев, фотографирование и допрос, тягостна и унизительна.

Нежелание сотрудничать с властями может привести к потере элементарных прав, включая обучение в школе. Процедуре перерегистрации подвергается вся семья, если она принимает гостей, к примеру, беженцев из Чечни, где все еще продолжаются боевые действия.

"Даже те чеченцы, которые живут в Москве уже несколько десятков лет, считаются пятой колонной в российском обществе, и относятся к ним соответствующим образом,- говорит официальный представитель независимой московской мониторинговой группы "Хьюман Райтс" Евгений Ихлов. - Получается такой неприятный парадокс: мы бомбим чеченцев, чтобы заставить их остаться в составе России, а затем преследуем их, когда они приезжают в Москву в поисках своеобразной охранной грамоты, которой является российское гражданство".

Помимо всего прочего, это еще и незаконо,- утверждают некоторые юристы. В 1996 году Конституционный суд вынес вердикт, согласно которому "регистрация" должна означать не что иное, как добровольное информирование властей об избранном местожительстве. "Вместо этого мы видим, что в Москве существует система обязательной регистрации, и что по отношению к чеченцам применяются абсолютно не допустимые меры,- заявляет ведущий эксперт по вопросам Конституции московского Института государства и права Елена Доровских. - Я должна подчеркнуть, что дело не в законе, а в его выполнении".

По словам московских властей, жесткие правила регистрации необходимы для выявления преступников и потенциальных террористов. "Такая система помогает правоохранительным органам проводить уголовные расследования, проверять сведения о прибывающих в Москву и в целом обеспечивать порядок,- отмечает заместитель главы информационного отдела московской милиции Владимир Зубков. - Это делается ради всех законопослушных граждан".

На прошлой неделе полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавчено продемонстрировал поддержку Кремля: "Отмена системы регистрации приведет к ущемлению прав 8,5 млн. москвичей", - заявил он на пресс-конференции.

По мнению юриста "Гражданского содействия" Альбины Симоновой, справедливости необходимо добиваться в суде. На следующей неделе она внесет на рассмотрение суда дело Вахида Мимбулатова - московского чеченца, который не позволил сотрудникам правоохранительных органов снять с него отпечатки пальцев, после чего двоим его детям отказали в зачислении в школу.

"Основная сложность всех этих дел состоит в том, что правоохранительные органы никогда не протоколируют свои действия, так что их слова оказываются весомее показаний чеченского ответчика,- говорит Симонова.- Я хочу, чтобы больше чеченцев подавали в суд".

По словам Абдуллы Хамзаева - чеченского юриста, на протяжении 40 лет проживающего в Москве - нет ничего удивительного в том, что большинство чеченцев не верит системе: "Даже я опасаюсь государства, так что представьте, что должны чувствовать люди, убежавшие от бомбежек в Чечне".

Хамзаев, в советские времена работавший в министерстве юстиции, рассказывает, что больше всего испытаний выпало на его долю после взрыва на Пушкинской площади в августе этого года, когда погибли 16 человек. Несколько дней спустя трое дюжих мужчин в штатском постучали к нему в дверь и потребовали впустить их для проверки. Поскольку никакого ордера они не показали, Хамзаев позвонил начальнику окружного УВД - своему давнему другу.

В ответ на объяснения начальника, что Хамзаев - очень уважаемый здесь человек, они заявили: "Его могут уважать здесь, но это не распространяется на Пушкинскую площадь". По словам Хамзаева, в конце концов, эти люди ушли и больше не возвращались.

В настоящее время правоохранительные органы полагают, что взрыв мог стать результатом мафиозных разборок.

"Я не скажу, что Россия - плохая или нецивилизованная страна,- говорит Хамзаев.- Но эти злоупотребления ее губят... Печально, что некоторые сотрудники российских правоохранительных органов имеют меньшее представление о законе, чем я, мусульманин, знаю о католичестве".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru