Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 сентября 2007 г.

Дэвид И. Сэнджер и Том Шенкер | The New York Times

Вашингтон полагает, что для нажима на Иран появились благоприятные возможности

Полтора года назад президент Буш поделился с руководством своей администрации опасением, что однажды он поневоле окажется перед выбором - смириться с ядерными амбициями Ирана либо отдать приказ о силовом решении проблемы. И вот теперь отчаянные попытки найти эффективную альтернативу обоим вариантам - применить по-настоящему болезненные санкции - перешли на новый уровень.

Официальные лица США уже ссылаются на выступление Ахмадинежада во вторник в ООН, стараясь убедить своих европейских союзников, что руководство Ирана среагирует только на жесткую новую волну экономического давления, гораздо более сильного, чем до сего дня. Ахмадинежад, пытаясь доказать, что никакие дополнительные санкции не подорвут иранскую программу обогащения урана, провозгласил: "Вопрос о ядерном досье Ирана отныне закрыт".

До сих пор Вашингтон делал ставку на постепенное наращивание санкций, в том числе убеждал все больше банков, что предоставлять Ирану кредиты на крупные нефтяные проекты - дело рискованное. Однако американские дипломаты, представители Белого дома и военные признают в интервью, что эта стратегия малоэффективна.

Столь же малоэффективны и завуалированные угрозы применить военную силу. Хотя президент Буш и его окружение настойчиво твердят, что "возможны все варианты без исключения", высокопоставленные представители администрации отмечают, что в Белом доме и Пентагоне без особого энтузиазма размышляют о ударах по ядерным объектам Ирана, хотя и признают, что подобные военные планы постоянно разрабатываются и совершенствуются.

По словам источников в администрации, иранцы отлично понимают, что США могут уничтожить основные ядерные объекты Ирана, но справиться с вероятными ответными мерами будет гораздо сложнее - а Иран может, например, ужесточить нападения на американские войска в Ираке, обрушить свое возмездие на Израиль или спровоцировать дестабилизацию государственной власти в различных странах от Ливана до Пакистана.

Источники в администрации также говорят, что Соединенным Штатам вряд ли удастся добиться от России или Китая поддержки подлинно жестких санкций против Ирана, а если и получится, то процесс принятия санкций может затянуться на несколько месяцев.

Однако - сообщили те же источники - европейские союзники США впервые завели речь о беспрецедентно широком отказе Ирану в предоставлении банковских кредитов и продаже технологий. В авангарде тут идет новое правительство Франции - кстати, французский президент Николя Саркози на этой неделе выступил в ООН с более суровым, чем Буш, предостережением об опасности превращения Ирана в ядерную державу.

В результате Вашингтоном и Парижем выдвинута новая инициатива, не имеющая аналогов со времен их ссоры из-за вторжения в Ирак. По словам Стивена Дж. Хэдли, советника президента США по национальной безопасности, цель этих усилий - убедить иранцев, что ядерная программа "тащит нас под откос", и настолько усилить давление, что Тегерану "наконец-то придется делать стратегический выбор".

На своей встрече с редакторами и репортерами New York Times во вторник Хэдли признал, что Соединенные Штаты все еще не установили, насколько сильный нажим потребуется, чтобы вынудить Иран к вышеупомянутому "стратегическому выбору". Он также сказал, что прогнозы разведки по вопросу о том, как скоро Иран сможет обзавестись ядерным оружием, "сильно разнятся".

Некий высокопоставленный представитель Европы, на этой неделе участвующий в консультациях в Нью-Йорке по разработке санкций, которые мог бы одобрить весь Евросоюз, сказал, что теперь "началась гонка: они стараются как можно быстрее сооружать центрифуги, а мы - усиливать давление".

Таким образом, лейтмотивом дискуссий теперь является еще более жесткое ограничение кредитования Ирана, а также - впервые - поставок туда технического оборудования и других товаров. Но для этого потребуется разорвать одну за другой крепкие связи между европейскими и иранскими фирмами, а также достичь того, что Хэдли назвал консенсусом об осуществлении "агрессивных действий, даже если таковые нанесут ущерб коммерческим интересам" компаний.

Целый ряд представителей администрации признает, как сложно разработать стратегию военного удара, достаточно эффективного, чтобы отбросить иранскую программу на много лет назад.

Хотя о многих объектах давно известно - особенно о колоссальном подземном комплексе в Натанзе, где установлены без малого 2 тыс. центрифуг - нельзя быть уверенным, что силовыми действиями можно уничтожить всю систему тщательно закамуфлированных заводов и лабораторий, часть из которых остается тайной.

Кроме того, по словам наших источников в администрации, за подобным ударом наверняка последуют потрясения, которые, пожалуй, станут слишком дорогой ценой за простое замедление ядерных разработок.

Вероятно, исходя из этих соображений, министр обороны США Роберт М. Гейтс и госсекретарь Кондолиза Райс поклялись действовать по дипломатическим каналам, а силовое решение назвали крайним средством. Но, несмотря на их высказывания, на Ближнем Востоке, в США и Европе по-прежнему строят предположения, что Америка готовит удар по Ирану.

"Эта беспрестанная дробь военных барабанов не помогает делу и вообще не приносит пользы", - отметил адмирал Уильям Дж. Фоллон, главнокомандующий силами США на Ближнем Востоке.

В телефонном интервью, которое он дал на этой неделе, совершая поездку по нескольким столицам региона, адмирал Фоллон заверил, что США "сохранят свою мощь в этом регионе мира, стараясь дать понять, что если они (иранцы) предпочтут военные действия, им это не очень поможет".

В то же самое время, подчеркнул Фоллон, "мы будем проводить политику, которая, возможно, заставит Иран вести себя лучше".

"Я говорю не о стратегии ведения войны, но о стратегии демонстрации нашей решимости, - пояснил адмирал. - У нас в регионе весьма солидная мощь, особенно по сравнению с Ираном. И об этом, помимо всего прочего, кое-кому забывать не следует. Наша цель - добиться, чтобы они это уяснили, но мы действуем осмотрительно и определенно не пытаемся их провоцировать".

Совсем недавно другие представители США открыто заговорили о том, с какой опасностью столкнутся Штаты, если Иран успешно создаст ядерный арсенал или обогатит достаточный объем урана, чтобы при необходимости срочно наладить производство оружия. Именно второй из этих вариантов - ведь в таком случае Иран не нарушит жесткие условия договора о нераспространении ядерного оружия - тревожит многих сотрудников разведки.

Генерал Джон П. Абизаид, в нынешнем году ушедший в отставку с поста главнокомандующего американскими силами на Ближнем Востоке, сказал: хотя США следует всеми силами не допускать, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием, мир вполне переживет превращение Ирана в ядерную державу и сможет сдержать его.

"Я полагаю, что Соединенные Штаты, учитывая нашу колоссальную военную мощь, в состоянии сдержать Иран, что Соединенные Штаты в силах четко дать понять иранцам, втолковать им, что если они и разработают несколько ядерных зарядов, то никогда не смогут конкурировать с нами, с нашей реальной военной мощью и силой, и что им не следует недооценивать ни нашу решимость, ни нашу способность справиться с ними в случае войны", - сказал генерал Абизаид, выступая на прошлой неделе в вашингтонском политическом институте - Центре стратегических и международных исследований.

Генерал также сказал, что широкомасштабные механизмы сдерживания, которые обеспечивали сохранение "ядерного мира" между США и СССР в период холодной войны, а теперь продолжают действовать в отношении таких ядерных держав, как Россия и Китай, будут эффективны и против ядерного Ирана.

"Я полагаю, что политика ядерного сдерживания подействует на иранцев", - заключил генерал Абизаид.

Высокопоставленные источники в администрации отмечают, что также изучали идею организации регионального форума, чтобы призвать Иран к ответу, по модели "шестисторонних" переговоров с Северной Кореей, дабы все соседи оказали давление на эту страну. Но на Ближнем Востоке, по словам источников, этот план остался в зачаточном состоянии.

"В беседах с региональными лидерами мы пока не услышали ни одной хорошей мысли о том, как можно было бы нащупать общие интересы либо создать форум или механизмы для воздействия на Иран", - сообщил один высокопоставленный источник, непосредственно участвующий в разработке политики относительно Ирана. По словам администрации, проблема в том, что никто из соседей Ирана не проявляет желания, да и не имеет возможностей сыграть решающую роль совместно с США.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru