Архив
Поиск
Press digest
13 декабря 2019 г.
27 августа 2013 г.

Визит к отцу русской революции - возможно, чересчур церемонный, несколько мистический и почти религиозный опыт, повествует в репортаже для приложения к газете La Vanguardia корреспондент Гонсало Арагонес.

Автор поясняет: нужно отстоять очередь, запрещено проносить фото- и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны. "Солдаты не разрешают посетителям переходить на бег, дабы успеть первыми, но не дают им и задерживаться. Все делается в положенное время и согласно положенному ритуалу", - говорится в статье. Посетителей впускают внутрь небольшими группами, часовые приказным тоном просят снять головные уборы, вынуть руки из карманов и говорить шепотом. "Забальзамированное тело Ленина - самая знаменитая в мире современная мумия - нуждается в отдыхе", - пишет автор.

Но за пределами Мавзолея некоторые голоса нарушают покой мумии, замечает корреспондент. Два года назад депутат-единоросс Владимир Мединский (ныне министр культуры) открыто призвал захоронить тело Ленина, сославшись на волю самого лидера и его родственников. Правда, руководство ЕР отрицает, что имеет касательство к инициативе Мединского. "Следуя позиции президента Путина, руководители уверяют, что вопрос с захоронением Ленина надо решать не сегодня", - говорится в статье.

Автор напоминает историю Мавзолея. "При коммунистическом режиме распространялась версия, что бальзамирование первого руководителя СССР было идеей, родившейся в народе: она была вдохновлена письмами трудящихся и рядовых партийцев", - говорится в статье.

По официальной версии, идею продвигал Михаил Калинин. Но большинство современных историков считают, что подлинным вдохновителем был Сталин ("идея состояла в том, чтобы сделать из отца Октябрьской революции нового бога и, следовательно, укрепить власть самого Сталина, отождествляя его с новым царем", - говорится в статье).

Некоторые руководители СССР были против: Троцкий назвал планы безумием, Бухарин в частном письме написал: "Вместо икон мы теперь вывешиваем вождей. Намереваемся открыть мозг Ильича низшим классам и коммунистической массе. Глупая страна!" Автор комментирует: "Со временем оба сделались врагами Сталина, история знает, что с ними сталось".

Депутат от КПРФ Сергей Абухов полагает: сегодня разговоры о Мавзолее - не что иное, как попытка "отвлечь внимание от вопросов, которые действительно волнуют общество: низкой зарплаты, проблем образования или медицины". Он также замечает, что и для руководства ЕР и Кремля Ленин - "основополагающая фигура", "тоже символ современного российского государства - отец-основатель Российской Федерации". "Это же дает легитимность внешней политике: Россия унаследовала место СССР в ООН и Совбезе, на многих других форумах".

А какова позиция президента Путина? По мнению автора, она вторит позиции российского общества, которое в настоящий момент "забыло о мумии". Так, в 2010 году Путин сказал, что в подходящий момент народ примет решение, а в 2012-м сравнил тело Ленина с религиозными реликвиями.

"Пробуждение мумии может повлечь за собой "политическое проклятие", которому не хочет подвергнуться никто из власть имущих после распада СССР", - замечает автор.

В то же самое время ученый Андрей Фурсов полагает, что сегодня личность Ленина вряд ли интересует многих россиян: "скорее он символ революции для коммунистов и граждан левых убеждений, а по популярности он значительно уступает Сталину". Сегодня Сталин значительно превзошел по популярности таких выдающихся деятелей, как Петр Великий и Пушкин, добавляет автор.

"Кремль пропагандирует Сталина, потому что тот символизирует сильную руку, авторитарную власть и великую империю, в то время как Ленин был революционером, а нашей власти (правой и капиталистической) революционеры не нравятся", - полагает оппозиционер Владимир Рыжков.

Лилия Шевцова (Московский центр Карнеги) разделяет это мнение. На ее взгляд, даже те 15% граждан, которых интересуют Ленин и Мавзолей, по-настоящему всколыхнутся, "только если будет решено вынести Ленина из Мавзолея и если на сей счет будет начата мощная пропагандистская кампания по телевизору". Шевцова добавляет, что Ленин был актуален в 50-60-х, после ухода Сталина.

Политолог Сергей Михеев полагает: для многих мумия Ленина - "курьезный исторический артефакт", они выступят против захоронения просто потому, что считают ее "хорошим туристическим аттракционом".

Согласно опросу "Левада-центра" от 2012 года, 53% россиян высказались за захоронение останков Ленина. По мнению ученых, среди сторонников этой идеи много православных верующих, тех, кто обвиняет Ленина в уничтожении Российской империи, и сторонников "исторической России". 25% против выноса тела из Мавзолея.

"Присутствие забальзамированного тела Ленина на Красной площади не нравится иерархам РПЦ, хотя они не ропщут громко", - пишет автор. Историк Владлен Логунов утверждает, что этот вопрос был решен еще при Брежневе: якобы при реставрации Мавзолея проконсультировались с иерархами, и те сказали, что главное, чтобы останки находились ниже уровня земли. "Был выкопан котлован, и постройка глубже, чем раньше, погрузилась в землю", - пишет автор.

Рыжков, со своей стороны, заметил, что на общественное мнение повлияла смена поколений: "Молодежь мало знает о фигуре Ленина. Они уже не помнят ни СССР, ни советскую идеологию, ядром которой был Ленин".

Существование мумии не было спокойным, замечает автор. "Было две попытки взорвать Мавзолей, в 1967 и 1973 годах, погибли несколько человек, в том числе нападавшие", - говорится в статье. В 1934 году крестьянин Митрофан Никитин пытался выстрелить в мумию из пистолета, протестуя против голода. Часовые помешали Никитину, а он тут же покончил с собой.

Источник: La Vanguardia


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru