Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 августа 2008 г.

Сьюмас Милн | The Guardian

Грузия - кладбище однополярного американского мира

Если у кого-то еще оставались сомнения, что правила международной игры навсегда изменились, то события последних дней должны были развеять эти сомнения. В понедельник президент Буш потребовал, чтобы российские лидеры отказали парламенту в просьбе признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Буш получил ответ в течение суток: президент Медведев провозгласил, что Россия признает два спорных анклава в Грузии.

Послание России было однозначным: результаты войны, которую Грузия спровоцировала 7 августа нападением на Южную Осетию, не подлежат обсуждению. И никакие слова или дела титанов американской империи не смогут этого изменить. В результате вчерашнее выступление британского министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, который призвал в Киеве создать "коалицию против российской агрессии", смотрелось довольно глупо.

Очевидно, что события текущего месяца на Кавказе стали поворотным моментом в международных отношениях. Конечно, нелепо сравнивать их с августом 1914 года, и даже домыслы о новой холодной войне - это преувеличение. Несмотря на все маневры в Черном море и угрозы, подкрепленные ядерным оружием, противостояние России с США даже отдаленно нельзя сравнить с событиями, которые привели к Первой мировой войне. Нынешняя напряженность не имеет и той идеологической и глобальной составляющей, которая определяла сорокалетнюю конфронтацию Запада с Советским Союзом.

Тем не менее, ясно, что время, когда Америка была единственным полюсом силы, прошло. Нового мирового порядка, о котором Буш-старший объявил в 1991 году, когда Советский Союз доживал последние дни, больше не существует. Закончился период, когда одна держава могла, словно великан, оседлать земной шар и навязывать свою волю всем континентам, встречая сопротивление лишь у движений за национальную независимость и у изолированных "государств-изгоев". Почти два десятилетия, когда Россия погрузилась в "катастройку", а Китай наращивал экономическую мощь, США пользовались беспрецедентным и неконтролируемым глобальным вилянием. Они присвоили себе и своим союзникам право вторгаться в другие страны и оккупировать их, не обращая внимания на международное право и международные организации, втягивали все новые страны в орбиту своего ненасытного военного альянса.

Теперь же Россия, накачанная нефтедолларами, решила остановить эту безжалостную экспансию и показать, что приказы США действуют не везде. И хотя противостояние было региональным, а не глобальным, оно наглядно показало новые границы американского влияния, и этот урок уже усвоили - от Центральной Азии и до Латинской Америки.

И признание Медведевым независимости Абхазии и Южной Осетии и уничтожение Россией грузинской армии имело целью без всяких оговорок показать, что вопрос о возвращении анклавов закрыт. Конечно, признавая самопровозглашенные государства, Россия создает опасность для собственной территориальной целостности. Однако этот шаг не будет иметь больших политических последствий и, вероятно, даст Москве разменную монету на будущих переговорах.

Как бы то ни было, попытка Милибэнда в ходе выступления на Украине оспорить очевидные параллели с организованным США признанием независимости Косово в этом году оказалась пустой, как и его осуждающие слова о вторжениях в суверенные государства и двойных стандартах. И Запад, и Россия злоупотребляли обвинениями в "геноциде", чтобы обеспечить себе законное оправдание, но Россия в Южной Осетии явно имеет более прочные позиции (признанные международным сообществом российские миротворцы подверглись прямому нападению грузинской армии), чем НАТО в Косово в 1999 году - там большинство этнических чисток произошло после нападения под руководством США.

В последние дни многие западные политики говорили о том, что Россия изолирует себя от международного сообщества. Вряд ли что-то может быть дальше от правды, если только они не имеют в виду изоляцию исключительно от Северной Америки и Европы. В то время как американские и британские СМИ в связи с грузинским кризисом перешли в режим работы времен холодной войны, остальной мир воспринимает происходящее в совершенно ином свете. Как заметил несколько дней назад со страниц The Financial Times Кишор Махбубани, бывший посол Сингапура в ООН, "большая часть планеты озадачена морализаторством Запада по поводу происходящего в Грузии". Хотя Запад считает, что мир должен "поддержать слабого (Грузию) в схватке с Россией... большинство поддерживает Россию в ее противостоянии с задиристым Западом. Разрыв между версией Запада и мнением остального мира тут максимален".

Почему вышло именно так, понять нетрудно. Дело не только в том, что США и их соратники растоптали международное право и ООН, принеся смерть и разрушения на Ближний Восток, в Афганистан и Пакистан. В начале 1990-х годов Пентагон предупреждал: чтобы предотвратить появление конкурента в мире, США должны "принимать в расчет интересы промышленно развитых стран, чтобы у тех не возникло стремления бросать вызов нашему лидерства". Но когда речь заходила о России, обо всем этом забывали в тумане имперского высокомерия, из-за которого США растянули силы и не смогли предотвратить возвращение многополярного мира.

Безусловно, эту новую многополярность легко переоценить. Россия - региональная держава, и в ближайшее время она не сможет бросить глобального вызова США. В ближайшие годы Америка будет самым влиятельным государством мира и продолжит лидировать с солидным отрывом. Кроме того, многополярное устройство мира способно увеличить опасность конфликта. Но лишь самые оторванные от жизни представители Запада не в состоянии понять, что в международных отношениях необходим противовес, который бы ограничивал некую одну державу в ее односторонних попытках навязать свою волю другим странам.

Один из вариантов для Запада, за который выступила на этой неделе The Times, - осудить растущую конкуренцию американскому доминированию на том основании, что вызов США бросают авторитарные государства в лице России и Китая. В действительности, тревога Запада весьма слабо связана с демократией. Когда Россия попала в орбиту влияния США при Борисе Ельцине, который обстреливал российский парламент и беззастенчиво мошенничал на выборах, Запад относился к нему с величайшим пониманием.

Подлинное недовольство вызывает не отсутствие ответственности перед обществом - российская общественность в любом случае подавляющим большинством поддерживает действия своего правительства в Грузии - а стратегическая и экономическая конкуренция этих стран. Но для нас, остальных, новая решительная политика России и других усиливающихся держав - это не просто возможность сдержать необузданные проявления имперской силы. Это возможность усилить нажим, который позволил бы возродить систему международных отношений, основанную на правилах. А в нынешних обстоятельствах это может показаться достаточно привлекательным следующему президент США, кто бы ни был им избран.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru