Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 февраля 2008 г.

Франко Вентурини | Corriere della Sera

Русская рулетка: кто лучше, негр, женщина или ветеран?

Взгляд из Москвы. Москвичей, кажется, больше интересуют выборы в США, чем те, что пройдут у них дома в ближайшее воскресенье

Россию, которая в это воскресенье пойдет на избирательные участки, будоражит одна избирательная кампания - американская. Неужели можно сравнивать уже не вызывающее сомнений избрание Медведева с дуэлью в деревенском стиле между Обамой и Хиллари? В беседах и в кафе, и в секретных комнатах номенклатуры каждая новая глава американского предвыборного спора вызывает бурную реакцию - или превращается в ироничное обсуждение, например, когда ни Обама, ни Хиллари никак не могут вспомнить имя того, кто на днях станет новым президентом России. Хотя, поясняет дипломат высокого ранга, великое демократическое представление, происходящее в США, не должно бы вызывать столько смеха в Москве. Россия оказалась во власти самого настоящего "американского невроза": с одной стороны, она чувствует себя все более изолированной и поэтому становится все более агрессивной по отношению к Западу, с другой - она догадывается, что только лишь с согласия Соединенных Штатов может действительно снова стать одной из великих держав и поэтому пытается понять, на какого кандидата делать ставку.

Обама, Хиллари, Маккейн? В высших московских сферах поначалу симпатии были на стороне представителя республиканцев. По принципу исключения. Барак Обама не имеет международного опыта, и, став президентом, неизвестно, каким советникам доверится, к тому же его выступления порой вызывают удивление, а по темам, которые больше всего интересуют Россию, он пока не занял ясной позиции. В конечном итоге, главным его недостатком является непредсказуемость. Хиллари Клинтон носит фамилию, которая в России напоминает о том ее состоянии, которое нынешняя Россия хочет забыть: второсортная страна, пребывающая в полном посткоммунистическом маразме, развал государства в ельцинский период и послушное следование советам, поступавшим из Вашингтона. Безусловно, Хиллари - это не Билл, и в то время из США поступала большая помощь, но возвращение к Клинтонам - все равно что возвращение назад, когда хочешь идти вперед. Джон Маккейн, напротив, воспринимался как консерватор-прагматик, который сильно отличается от Джорджа Буша. Иными словами, казалось, что с таким президентом можно было бы договориться.

Но русские не знали, что Маккейн их сильно разочарует. Он предложил исключить Москву из "большой восьмерки" и сказал, иронически копируя Буша, что увидел в глазах Владимира Путина только три больших буквы: "К, Г, Б". Это слишком даже для тех, кто делал на него ставку. Но на беду и от демократов поступают мало вдохновляющие сигналы. Например, позавчера Хиллари говорила о гражданских свободах и пообещала выработать "стратегию в отношении России более последовательную и более эффективную", в то время как Обама бичевал администрацию Буша за попустительство тому, чтобы "российская оппозиция была раздавлена".

Таким образом, кукловод Путин оказался сиротой: у него нет предпочтительного кандидата на пост американского президента. Его последователь Медведев ограничился пожеланием, чтобы преемник Буша был "современным", его взгляд не был бы "направлен в прошлое" и чтобы он не проповедовал "полустарческие" идеи. Маккейн, предатель, списан со счетов. От Обамы, обладающего наименьшим опытом, исходит, по меньшей мере, очарование риска.

Тот, кто рассказывает мне об американских мучениях России, убежден, что на Западе имеют весьма смутное представление о внешнеполитических позициях Москвы. Россия, подчеркивает собеседник, считает, что быстрый вывод американских войск из Ирака будет иметь дестабилизирующий эффект, она не хотела бы поражения НАТО в Афганистане и отнюдь не жаждет, чтобы Иран обладал ядерным оружием (хотя и выступает против возможных военных действий против Тегерана). Другой стороной медали является негативное отношение России к вступлению в НАТО Грузии и Украины и, прежде всего, к размещению в Польше и Чехии элементов противоракетного американского щита. Поэтому Москве подошел бы "рассудительный" американский президент, способный противопоставить сотрудничество вызову. Но время поджимает, потому что, как заявил вчера авторитетный генерал-политолог Константин Сивков, в период 2012-2015 годов российский ядерный потенциал станет до такой степени сокращенным и устаревшим, что его можно будет полностью нейтрализовать неядерными ракетами последнего поколения.

Получается, что Россия, наращивая мускулы, как никогда нуждается в невраждебной Америке. Возможно, именно поэтому в Кремль приходит человек, имеющий репутацию умеренного политика. Возможно, именно поэтому Москва заявляет, что хочет предложить Вашингтону новые планы по обеспечению коллективной безопасности, ведь она осознает, что нефти и газа будет недостаточно, чтобы стать "великой", а не сползти в более низкую стратегическую категорию. Но, кажется, никто в этой сильно интересующейся американскими выборами России не может понять, насколько желанные хорошие отношения с будущим американским президентом зависят от прихода более широкой демократии, более широкой свободы информации, большего политического плюрализма. Если судить по методам проведения предстоящих в воскресенье выборов, Путин рискует испытать разочарование как с Обамой, так и с Хиллари или Маккейном. Даже несмотря на то, что в своем новом качестве он раньше любого из них въедет в Белый дом - именно так в Москве называют здание правительства.

Также по теме:

Выберем, а там посмотрим (Обзор прессы)

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru