28 июля 2003 г.

Тип Фрэнд | USA Today

Секреты глубоководного "Затерянного города" всплывают на поверхность

Ученые выяснили, что возраст "Затерянного города", который представляет собой причудливое скопление известняковый шпилей, возвышающихся на вершине одной из гор на дне океана, составляет по крайней мере 30 тысяч лет.

Город, расположенный на вершине подводной горы, имеющей примерно такую же высоту, как и трехмильная гора Рейнир, был обнаружен одной из экспедиций в 2000 году. Участники этой экспедиции использовали подводный аппарат, специально сконструированный для глубоководных погружений. Городом данное творение природы было названо за свои башни, некоторые из которых имеют высоту 18-этажного здания.

"Затерянный город" лежит на глубине около 4500 футов на 30-м градусе северной широты в средней части Атлантического океана, в 9 милях от Срединно-Атлантического хребта. Хребет находится в том месте, где вот уже на протяжение 20 млн лет происходи отделение Североамериканской и Южноамериканской континентальных плит от европейского и африканского континентов. Массы земной коры движутся со скорость примерно 2 дюйма в год, что приводит к образованию хребта между плитами.

"Затерянный город" - это мечта для геологов и невероятная загадка. Кристин Людвиг, сотрудник Университета Вашингтона в городе Сиэтл, говорит, что его шпили формируются в результате взаимодействия горячей морской воды и пористой горной породы под названием перидотит.

Тепло выделяется в результате химической реакции между щелочной морской водой, имеющей ph, равный 10, и горной породой. Частицы карбоната кальция осаждаются из нагретой воды и образуют шпили. Результатом является преобразование перидотита в породу, известную под названием серпентин. Выделяющийся в ходе реакции водород соединяется с двуокисью углерода, образуя метан, говорит господин Людвиг. Он входит в группу исследователей, результаты работы которой были опубликованы в пятницу в журнале Science.

"Затерянный город" и гора под ним, называемая Атлантический массив, являются частью неизвестной ранее гидротермальной системы.

Гидротермальные системы - это области на дне океана, где происходят химические реакции между горными породами, минералами и очень горячей морской водой, которая обычно является очень кислой. Наиболее знаменитыми структурами гидротермальных систем являются так называемые "черные курильщики", именуемые так из-за вулканоподобных выбросов токсичных компонентов, которые поднимаются вверх из созданных природой на дне океана труб. Внутри и вокруг этих структур, которые по размеру гораздо меньше шпилей "Затерянного города", ученые обнаружили простейшие формы жизни на Земле - архебактерии archea. Они в чем-то напоминают обычные бактерии, однако для выживания им не требуется солнечный свет или кислород.

Господин Людвиг говорит, что система "Затерянного города" имеет гораздо более низкую, хотя все-таки довольно значительную температуру, и там тоже встречаются живые организмы.

Гидротермальные системы представляют большой интерес для науки, так как они могут пролить свет на тайну происхождения жизни на планете.

Источник: USA Today