502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
28 июля 2004 г.

Борис Райтшустер | Focus

Ни одного аргумента для московского таксиста

То, что для немцев является кризисом, многим русским кажется райской мечтой: в ответ на сетования по поводу спада экономики москвичи лишь качают головой.

"Что? У вас кризис? В Германии?" - таксист с широченными усами и шевелюрой, больше похожей на меховую шапку, уставился на меня с открытым ртом и в страхе крутанул руль в сторону гранитного парапета набережной. Мы чуть было не свалились в мутные воды Москвы-реки. А ведь я всего лишь хотел чуть снизить цену.

Пассажир в роли дойной коровы

Будь то частный извозчик, который по окончании рабочего дня повышает за рулем свой скудный доход, или официальный таксист в тяжелой "Волге", - некоторые водители все еще воспринимают иностранцев скорее как дойных коров, чем как пассажиров. На первый взгляд, цена на поездку в московском такси кажется договорной. Однако, в действительности, судя по всему, существуют психологически тонко просчитанные тарифы.

С того, кто хорошо одет и к тому же называет конечную цель свой поездки с легким акцентом, возьмут на 50% больше. Ломаный русский язык в сочетании с галстуком приводит к удорожанию проезда вдвое. Но особенно дорого ценятся пассажиры, не знающие никакого языка, кроме английского: солидным бизнесменам, весь облик которых свидетельствует об их американском происхождении, поездка на такси обойдется уже втрое дороже.

Психологическая война из-за стоимости проезда

Будучи студентом, я, чтобы сэкономить деньги, часто выдавал себя за латыша - тогда прибалтов возили по "внутреннему" тарифу. Но после того как Прибалтика вступила в ЕС, я предпочитаю заказывать такси в фирмах, работающих по фиксированным ценам. Но если мне все же приходится ловить первую попавшуюся машину прямо на улице, как это принято в Москве, я торгуюсь, используя методы психологического давления.

Была ли причина в грузинском вине или в том, что древние "жигули", притормаживая около меня, скрипели, словно вот-вот рассыплются от старости, я допустил ошибку, простительную только новичку: я не договорился о цене до того, как сел в машину. И к кому, к частнику! Путь к вымогательству был тем самым открыт.

Не успела ржавая колымага с дребезжащим мотором двинуться по Остоженке в направлении храма Христа Спасителя и набережной, как водитель - этакая смесь из Алена Делона и кавказского пастуха - принялся меня оценивать, причем в самом прямом смысле этого слова.

Натовская тактика в битве за цену

"Вы откуда?", - спросил меня водитель с голосом, низким, как контрабас. В машине пахло бензином и дешевыми духами предыдущих пассажиров, "Красной Москвой". Стоило мне только произнести: "Из Германии", - как на его лице заиграла улыбка, а широченные усы задрожали. Как человек испорченный, я никак не мог поверить, что его радость вызвана одной лишь глубокой любовью к Германии. Поэтому когда он ответил: "Прекрасная страна и очень богатая", - я испугался не на шутку: он набивает цену, сказал я себе.

"Мы, немцы, сейчас беднее многих русских; перед вашими олигархами мы как сельский поп перед патриархом", - отвечал я, переходя от обороны к наступлению - совсем в духе прежнего военного девиза НАТО, обращенного к странам Варшавского договора. "У вас все развивается, а у нас экономический кризис", - добавил я. И тут я был сбит с мысли. Вернее, машина чуть было не влетела в парапет набережной.

"Рухнули банки? "

Вместо того, чтобы смотреть на дорогу, несостоявшийся пилот "Формулы-1" повернул голову в сторону пассажирского сиденья: "Господи! Банки рухнули? Люди не могут вернуть свои деньги?" Я покачал головой. "Валюта? Евро пришел конец?" Я снова лишь покачал головой. "Проблемы с продуктами?" - "Нет". - "Всюду очереди?" - "Только в супермаркете по субботам"; наконец, мне удалось пробить брешь в потоке его речи: "Нет, просто минимальный рост, экономия на всем, например, на здравоохранении".

Бравый борец с московским хаосом на дорогах снова прервал меня: "Значит, теперь вы должны платить за все операции из собственного кармана, как и мы?" Я покачал головой и боязливо посмотрел в направлении парапета, который опять находился от нас в опасной близости. "Нет, нет, все не настолько плохо, просто раз в квартал нужно платить по 10 евро за визиты к врачу". Мой водитель горько усмехнулся, его усы вздрогнули: "Ха! Мне пришлось заплатить тысячу долларов за операцию на челюсти моей матери, а для вас 10 евро - это уже кризис?"

Сокращение при пении осанны

Это было ошибкой называть цифру 10, подумалось мне. К тому же он еще сказал, что поездка с ним обойдется мне не дешевле визита к врачу. "Сильно сокращаются пособия по безработице, скоро их снизят до размера социальных", - поспешно добавил я. Для разнообразия он повернул машину не к парапету, а налево, в направлении встречного потока и красной кирпичной кремлевской стены.

"Пособие по безработице? Социальное пособие? Сокращение? У нас здесь вообще нечего сокращать!" Он посмотрел на меня непонимающим взглядом, словно я пожаловался на сокращения при распределении манны небесной или пении осанны в раю: "Ну, нам бы ваши заботы! Хотел бы я, чтобы у нас был такой кризис!"

Что русскому здорово, то немцу смерть, гласит старая русская поговорка, которую возводят к национальной гордости - поэту Пушкину. И сегодня ее не редко услышишь, сидя вдвоем за бутылкой водки. Теперь, очевидно, это выражение следует несколько модернизировать: что русскому райская мечта, то немцу кризис.

Следы сочувствия

Сокращения рождественских и отпускных выплат тоже не помогут мне в переговорах, говорю я себе. Словом, я пробовал изменить тактику: "Рабочий день снова увеличивается и даже не исключено, что сократится отпуск".

Наконец, у меня затеплилась надежда: на его лице появились следы сочувствия, лоб нахмурился, кончики усов опустились. "Как долго вам придется работать? И какой отпуск у вас сейчас? Что? Шесть недель? В полтора раза больше, чем у нас? 40 часов в неделю? Так я в своей химической лаборатории больше работаю, за 200 евро в месяц - и каждый день после работы вожу пассажиров!"

Кризис - это не аргумент

Никаких аргументов, способных повлиять на цену, в голову мне больше не приходит. Но, слава Богу, мы уже почти дома. Ни один из моих доводов не попал в цель, наш кризис ни на что не годится, сказал я себе и вместо обычных ста рублей (приблизительно 3 евро) за дорогу домой приготовился заплатить 150.

Мой рыцарь набережных со скрежетом остановил своего ржавого стального коня. "Давай, сойдемся на 70 рублях, потому что ты - это ты, и мне было с тобой интересно", - совершенно неожиданно сказал он и широко улыбнулся: "И передай привет Германии! Там живет мой брат! И ему очень нравится".

Я кладу сторублевку на пыльную приборную панель рядом с маленькой пластмассовой иконкой. "Сдачи не надо", - говорю я тихо и пожимаю протянутую мне руку. Прощание было настолько сердечным, что он чуть не притянул меня к своим усам. Я ушел пристыженный, и в голове у меня вертелся почти что непристойный вопрос: не заключается ли наш кризис, в частности, в том, что мы о нем слишком много думаем?

Источник: Focus


facebook
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2025 InoPressa.ru
                                                                                                                                                                                                                                               
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx