Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июня 2004 г.

Вольфганг Амадеус Брюльхарт | Le Temps

Для швейцарской дипломатии права человека - это права, а не "ценности"

Все или почти все, кто занимается защитой прав человека по должности или в силу своих гражданских убеждений, сталкиваются с сопротивлением. Они вызывают раздражение, так как ставят серьезные вопросы, подвергают сомнению сложившиеся нормы. Их считают (особенно в демократических странах) наивными идеалистами. Во многих уголках мира их даже преследуют, пытают и убивают.

Многие люди, даже у нас, убеждены, что защита прав человека относится к области этики. Поэтому нужно, чтобы правозащитники четко и ясно заявили: права человека - это не этика, это права! Права, признанные международным законодательством! Права, которые любой может отстаивать, используя при необходимости соответствующие институты.

Чтобы пользоваться этими правами, достаточно принадлежать к роду человеческому. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" - так начинается Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и лежащая до сих пор в основе многочисленных международных соглашений в области прав человека. В 1997 году, в День прав человека, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: "Источник силы прав человека заключается в их универсальности, благодаря которой не существует границы, препятствия или врага, которые могли бы перегородить им дорогу".

Недавно философ Роберт Шпеман в статье, опубликованной в журнале Cicero, подчеркнул, что разговоры о ценностях там, где речь должна идти о правах, не так уж безобидны. Когда государственная власть ссылается на высшие ценности, чтобы запретить или ввести нечто, не имеющее правового обоснования, это повод бить в колокола. В подходах, основанных на уважении прав человека, не может быть нюансов: ситуация может соответствовать закону или не соответствовать ему.

Швейцария в своей внешней политике, выступая в защиту прав человека, исходит не из этических принципов: она занимает позицию, основанную на праве. Она вмешивается, когда считает, что в данном случае имеет место нарушение международной конвенции, обычного права или международного гуманитарного права.

Такой подход внушает к нам доверие со стороны наших партнеров и международной общественности. В начале мая МИД Швейцарии пригласил на совещание послов США и Великобритании. Мы поделились с ними своей озабоченностью и напомнили им об их обязанности выполнять положения Женевских конвенций, в частности, в том, что касается военнопленных. Будучи страной-депозитарием этого теста, Швейцария считает своим долгом следить за соблюдением его положений.

Довольно трудно дать визуальное представление о правах человека. Для многих людей они становятся "зримыми" лишь тогда, когда речь идет непосредственно о физических страданиях (например, о последствиях пыток или голода) или когда человеческим правам данного лица или его близких что-то угрожает.

Тем не менее многие люди не в состоянии отстаивать эти права, потому что они о них не знают, потому что у них нет для этого возможностей или потому что государство мешает им это делать. Такое происходит повсюду в мире.

Нужно обязательно рассказывать о правах человека представителям государства (чиновникам, полицейским, солдатам, начальникам тюрем), так как именно они олицетворяют собой мощь государства. С другой стороны, важно, чтобы женщины и мужчины, дети и подростки, социальные партнеры и общественность в целом были информированы о своих правах и о том, как их защищать.

Швейцария решила способствовать лучшему пониманию государством и населением сущности права человека, уделив внимание тому, что называется мэйнстримингом прав человека. В федеральной администрации есть группа, работу которой координирует Отдел политики в области прав человека МИД Швейцарии. В настоящее время она готовит документ, являющийся синтезом отдельных конкретных предложений. Что мы подразумеваем под мэйнстримингом прав человека? Мы считаем, что это методическое внедрение измерения "права человека" в оценку различных уровней и форм нашей деятельности, как в пределах национальных границ, так и в нашей внешней политике.

Распространение информации о правах человека в школах, гимназиях и профессиональных училищах, а также просвещение в этом плане всего населения, требуют долгосрочной стратегии. Мэйнстриминг - это не состояние, это процесс. Нужно сделать так, чтобы все представители государства учитывали права человека во всей своей деятельности, во всех принимаемых решениях - в концепциях мирных процессов и мирных договоров, в программах помощи экономическому развитию (так как серьезные нарушения прав человека могут приводить к конфликтам и обесценивать результаты многолетнего сотрудничества), во внешнеэкономической политике (так как инвестиции стимулирует стабильность, которая в значительной части обеспечивается соблюдением прав человека).

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru