Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 мая 2001 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Российская государственная железнодорожная монополия может превратиться в телекоммуникационного гиганта

Российские государственные предприятия всегда принимали участие в бизнесе, не вполне соответствующем их профилю. Взять хотя бы недавний захват телеканала НТВ газовой монополией ОАО "Газпром".

Но даже в России никто не может понять, с какой стати Министерство путей сообщения стало крупнейшим игроком телекоммуникационного сектора.

За последние три года российская государственная железнодорожная монополия потратила около $800 млн. на модернизацию своей корпоративной телекоммуникационной системы и проложила вдоль железных дорог страны 35 000 км оптоволоконного кабеля со скоростью работ 3000 км в месяц. Эта система, проходящая вдоль транссибирской железной дороги, соединяет Владивосток с Санкт-Петербургом. Имея такие линии, российские железные дороги могут стать одним из крупнейших телефонных операторов страны.

"Наша инфраструктура протянулась по территории одной седьмой части планеты, - хвастается Константин Шаповаленко, президент "Транстелекома", компании, созданной министерством для того, чтобы строить новую систему и управлять ей. "Мы создаем телекоммуникационный мост между Азией и Европой".

Но не всем по душе успех "Транстелекома". Некоторые хотят знать, сколько денег было истрачено на этот проект, в то время как оставшаяся часть российской железнодорожной инфраструктуры - подвижной состав, железнодорожные пути, сортировочные станции, сигнальное оборудование - устарела, износилась, страдает от недостаточного финансирования.

Другие спрашивают, зачем государство - в лице министерства путей сообщения - создает телефонную сеть настолько большую, что она скоро начнет конкурировать с российским монопольным оператором междугородной связи ОАО "Ростелекомом", который тоже частично принадлежит государству.

Все это подозрительно похоже на попытки государства соревноваться с самим собой, но пока лишь один человек вслух выразил свое удивление происходящим.

Этот человек - глава "Связьинвеста", государственного телекоммуникационного холдинга, которому принадлежит большинство акций "Ростелекома" и большая часть российских региональных телефонных операторов.

"Каким образом министерство путей сообщения, стопроцентно государственное предприятие, финансируемое из бюджета, неожиданно и без особых причин тратит $800 млн. на телекоммуникации? - недоумевает глава "Связьинвеста" Валерий Яшин. - Неужели наши железные дороги находятся в таком прекрасном состоянии, что МПС может позволить себе тратить такие средства на телефонные линии?"

Но если железные дороги являются крупнейшим, самым заметным потенциальным конкурентом, то есть и другие. Крупные государственные предприятия создают современные телефонные системы по всей территории страны. Электроэнергетический гигант РАО "ЕЭС", например, проложил 7000 км оптоволоконного кабеля по своим столбам; "Газпром" тратит $200 млн., прокладывая кабели вдоль двух своих трубопроводов: в Берлин и - еще недостроенного - в Стамбул.

Вся это происходит в критический момент для российской телефонной промышленности, где происходит масштабная реструктуризация. "Связьинвест" консолидирует десятки мелких, разрозненных местных телефонных компаний в семь региональных гигантов, достаточно крупных для того, чтобы привлекать значительные объемы иностранных инвестиций в этот сектор, давно испытывающий недостаток в финансировании, необходимом для того, чтобы заменить устаревшие медные провода и допотопные коммутаторы.

Некоторые эксперты говорят, что такие проекты, как "Транстелеком" могут оказаться палкой в колесе реструктуризации.

"В своей программе правительство призывает к финансовому укреплению "Связьинвеста", - говорит Вадим Балашов из компании Arthur Andersen, консультирующей министерство связи по вопросу о реструктуризации телекоммуникационного сектора. - На этом фоне правительство создает компанию ["Транстелеком"], ослабляющую его. Это бессмысленно".

Министерства находятся в затруднительном положении. С одной стороны, они выступают за создание условий для конкуренции на рынке телекоммуникаций. С другой стороны, они знают, что едва ли можно назвать конкурентной ситуацию, когда на рынке доминируют компании, частично принадлежащие государству и пользующиеся для создания своих сетей государственными субсидиями.

В своем недавнем интервью министр связи Леонид Рейман заявил, что нет ничего плохого в том, что такие компании, как "Транстелеком", продают телекоммуникационные услуги, но признал, что они пользуются несправедливым преимуществом перед другими операторами. Судя по всему, именно поэтому министерство пока не выдало "Транстелекому" лицензию на междугороднюю связь, в результате чего "Ростелеком" лишился бы монопольного положения на рынке.

"Многие из этих сетей были построены на средства из бюджета, и их структура издержек очень сильно отличается от структуры издержек традиционных операторов, построивших своих системы на собственные средства, - отметил он. - Корпоративные сети могут назначать любую цену на свои услуги и производить демпинг цен конкурентов, а это разрушает рынок".

"Транстелеком", 51% акций которого принадлежит региональным железнодорожным компаниями, а оставшиеся 49% - инвестиционному фонду Digitech, утверждает, что новая сеть создана в первую очередь для корпоративных нужд. Российские железнодорожные власти предполагают предоставлять услуги транзита между Европой и Азией, а для этого им нужны современные информационные технологии.

"Чтобы осуществлять транссибирский транзит, необходимо удовлетворять всем международным требованиям по управлению движением поездов, создать информационные системы для контроля контейнерных перевозок, иметь возможность предоставлять другие технологические услуги, - объясняет глава "Транстелекома" Виктор Ратников. - Железная дорога нуждается в современной телекоммуникационной инфраструктуре".

Однако этому проекту с самого начала был присущ коммерческий импульс. "Кабели будут удовлетворять всем нашим нуждам, но они обладают дополнительной мощностью, и ее следует продавать, - считает министр МПС Николай Аксененко. - Вы слышали когда-нибудь о том, чтобы кто-то имел возможность заработать денег, но не делал этого?"

"Транстелеком" пытается сдавать свои линии в аренду другим операторам. В настоящее время он пытается также заняться розницей. Компания говорит, что может предложить такие услуги, как передача данных, доступ в Интернет, виртуальные частные сети для корпоративных клиентов. Он интересуется прибыльным рынком международного транзитного трафика между Европой и Азией.

"По нашим оценкам, российский телекоммуникационный рынок через пять лет будет стоить $9 млрд., и мы будем владеть 15-20%", - заявил президент "ТрансТелеКома" Константин Шаповаленко.

МПС считает, что это очень разумно с экономической точки зрения. В конце концов, правительство собирается продавать часть своего пакета "Транстелекома" стратегическому инвестору, чтобы компенсировать средства, вложенные в начальные инвестиции в этот проект. Инвестор "оплатит то, что мы вложили и немного больше, и мы будем очень рады", - говорит Аксененко.

Некоторые сомневаются в том, что "Транстелеком" действительно является столь привлекательной инвестиционной возможностью. Российский рынок для предлагаемых компанией услуг очень мал. Несмотря на многомесячное лоббирование, "Транстелекому" не выдали общефедеральную лицензию на междугороднюю связь, которая нужна ему для того, чтобы напрямую конкурировать с "Ростелекомом".

Правительство говорит, что хочет защищать монополию "Ростелекома" по крайней мере, в течение ближайших трех лет. Поэтому пока региональные телефонные операторы будут вынуждены предоставлять услуги по международной и междугородней связи исключительно по сети "Ростелекома".

Но даже если "Транстелеком" не может предложить услуги по междугородной телефонной связи, он все-таки представляет собой угрозу для "Ростелекома" в корпоративном секторе, на рынке международного транзита и в Интернете. По мнению аналитиков, "Транстелеком" может легко вытеснить "Ростелеком" с рынка в сфере дополнительных услуг и аренды линий.

В любом случае эксперты считают, что правительство должно разъяснить свою позицию в отношении "Транстелекома". Даже если непосредственной угрозы основному бизнесу "Ростелекома" пока нет, неопределенность вредит этой компании. "Сложилась очень неловкая ситуация, - считает Балашов из Arthur Andersen, - и надо что-то делать".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru