Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 ноября 2001 г.

Джон Вароли | The New York Times

Похищены девушки из гарема и другие российские сокровища

После развала Советского Союза в 1991 г. и открытия границ бедные российские музеи, частные коллекции и церкви находятся под атакой воров, стремящихся нажиться, продавая сокровища страны за рубежом.

В девяностых годах в России были украдены произведения искусства, книги и рукописи на сотни миллионов долларов - в основном из различных культурных учреждений Санкт-Петербурга, таких как библиотека Российской Академии Наук, Российская Национальная Библиотека, Государственный Русский Музей, Академия Живописи, Государственный музей ?Эрмитаж?.

В этом городе, который называют культурной столицей России, находится около 200 музеев. С 1992 по 1997 г. количество случаев воровства произведений искусства возросло в десять раз до 178. С тех пор преступность держится на этом уровне. Последнее шумное преступление произошло в марте в ?Эрмитаже?. Была украдена картина французского живописца Жана-Леона Жерома ?Бассейн в Гареме?. После того, как было обнаружено, что кто-то вырезал картину из рамки, милиция опечатала музей и несколько часов обыскивала тысячи посетителей и сотрудников.

?Мы связались с интерполом и делаем все возможное, чтобы раскрыть это преступление?, - сказал полковник Александр Хозяинов, ведущий расследование. Милиция, которой пока не удалось обнаружить никаких следов, говорит, что преступление было совершено профессионально.

За 240 лет существования ?Эрмитажа? картины похищались дважды. В пятидесятых годах воры проникли через крышу и украли две картины русских художнников, но через несколько недель были арестованы. В 1994 г. электрик украл египетскую стеклянную вазу. Его арестовали через год, когда он попытался продать ее местному торговцу антиквариатом.

Сотрудники ?Эрмитажа? не смогли сказать, сколько за эту картину можно получить на аукционе. В 1995 г. ее возили на выставку в Японию и застраховали на $1 млн.

Работа ?Бассейн в Гареме? выполнена в стиле классического реализма, на ней изображен африканский евнух, прислуживающий обнаженным женщинам в роскошной обстановке. Русский император Александр Третий купил ее в Париже в 1876 г. для своей личной коллекции.

Картина Жерома находилась во французском крыле ?Эрмитажа? вместе с бесценными работами Моне, Ренуара, Гогена, Мане, Пикассо и Матисса. Милиция говорит, что выбор выглядит странно, но видимо эта картина была наиболее удобной жертвой, потому что в этот момент плохо охранялась.

По данным российского министерства культуры, в среднем по стране попытки ограбления 1500 музеев страны совершаются раз в месяц. В прошлом году из волгоградского музея были украдены две статуи Родена. Из Библиотеки Российской Академии Наук были похищены несколько книг Коперника. Ценные иконы, хранящиеся в православных церквях, тоже становятся легкой добычей преступников.

Сотрудники правоохранительных органов говорят, что переход России к более открытому обществу, распад советского полицейского государства привел к повышению уровня беспорядка. Тяжелое финансовое состояние российских музеев усугубляет проблему борьбы с преступностью.

По словам директора Михаила Пиотровского, у ?Эрмитажа? нет денег на охранников, как правило пожилых женщин, зарабатывающих $12 в месяц. В тот день, когда была украдена картина Жерома, зал, где она висела, не охранялся, и был отгорожен веревкой.

Пиотровский считает, что отчасти проблема связана с тем, что многие считают, что в России очень легко воровать. ?В последние несколько лет мы прикладываем усилия, чтобы повысить безопасность, несмотря на финансовые проблемы, низкие зарплаты сотрудников музея, - добавил он. - В музее не хватает 60 дежурных, поэтому иногда нам приходится закрывать некоторые залы?.

Годовой бюджет ?Эрмитажа? - около $12 млн., половину предоставляет государство. В последнее время музею удалось привлечь спонсоров для различных проектов - I.B.M., Coca-Cola, Ford Foundation и другие компании.

В музее находится около трех миллионов произведений искусства, от доисторических артекфактов до большой коллекции монет, европейской живописи от Средних Веков до начала двадцатого века. Среди самых ценных работ - ?Мадонна с младенцем? Леонардо да Винчи, ?Возвращение блудного сына? Рембрандта.

В основном картины в России похищают из частных коллекций, но в последние годы несколько раз пострадал и Государственный Русский музей. В середине девяностых регулярно обворовывалась Российская Национальная Библиотека, где находится около 25 млн. книг и рукописей. Самое шумное ограбление произошло в конце 1994 г., когда воры унесли 47 средневековых европейских и 45 древнекитайских, монгольских, тибетских и еврейских рукописей на общую сумму в $300 млн. долларов.

Преступление разработал бывший глава отдела редких рукописей, эмигрировавший в Израиль. В результате совместной операции правоохранительных органов Израиля и России было арестовано шесть человек в обеих странах, рукописи были возвращены в библиотеку прежде, чем их успели вывезти из страны.

Большая часть краденого вывозится за границу с целью продажи. В 1995 г. из Национальной Библиотки было похищено редкое издание книги Джона Джеймса Одубона ?Птицы Америки?, оценивающееся в $4 млн. Оно появилось на берлинском аукционе ?Кристи? и, в конце концов, было возвращено.

Милиция Санкт-Петербурга, создавшая специальное подразделение по борьбе с похищениями произведений искусства, говорит, что раскрывает примерно половину всех краж. Это очень сильно отличается от 1992 г., когда было раскрыто лишь 13% преступлений. Милиция говорит, что почти все наиболее ценные произведения, украденные в последние десять лет, были найдены, преступники отправлены за решетку.

?Ни один музей не имеет стопроцентной гарантии против воровства. Такое ощущение, что мы ведем постоянную борьбу с невидимым соперником, - сказал Пиотровский. - Ну, на этот раз они одержали победу, мы потерпели поражение. Но мы будем продолжать повышать уровень безопасности?.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru