Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 ноября 2002 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Российские реформы замедлились

Владимир Путин уверенно отстаивает свои позиции на международной арене. Недавно он продемострировал это, открыто выразив свое несогласие с мнением президента США Джорджа Буша по некоторым аспектам борьбы с терроризмом. Но проводя амбициозные внутренние реформы, российский президент чувствует себя не столь уверенно.

В декабре пройдут парламентские выборы. Нынешний президентский срок правления Путина истекает в марте 2004 г. Критики говорят, что Кремль и правительство "устали от реформ". Но, может быть, медленные темпы проведения реформ говорят о том, что правительство стало оценивать ситуацию более реалистично. Возможно, это указание на то, что молодая российская демократия работает гораздо лучше, чем представляется многим.

На этой неделе Валентин Завадников, глава комитета по промышленной политике Совета Федерации, заявил, что важнейшие структурные реформы - особенно реформы естественных монополий страны - проводятся слишком медленно.

Парламент перенес на более поздние сроки рассмотрение законов о реформировании электроэнергетики. Многие обеспокоены тем, что либерализация рынка - ее сроки уже перенесены с 2004 на 2005 г. - может быть отложена еще на несколько лет.

Анатолий Чубайс, бывший глава президентской администрации, в настоящее время руководящий государственной энергетической компанией РАО ЕЭС, сказал: "В последние несколько месяцев темпы проведения реформ действительно упали. В мире существуют неизбежные политические законы. Люди больше думают о выборах и меньше о реформах. Их больше волнуют краткосрочные проблемы, чем долгосрочные".

В частных беседах некоторые экономисты, тесно сотрудничающие с российским правительством, в шутку говорят о том, что наступила новая "брежневская эпоха", период стагнации, характеризовавший советскую экономику в семидесятых и начале восьмидесятых годов.

Администрация Путина начала очень хорошо. Был быстро пересмотрен налоговый кодекс, были упрощены правила налогообложения для компаний, была установлена плоская шкала подоходного налога на уровне 13%. Потом правительство взялось за реформу пенсионного фонда, разрешило продажу сельскохозяйственных земель, приняло новые гражданский и уголовный кодексы.

Но правительство отложило такие реформы, как перевод личных пенсионных сбережений в частные фонды, переход на профессиональную армию, переход банков на международые стандарты бухучета, повышение эффективности судов и укрепление их незавимости. Эти реформы перенесены на 2004 г.

В других сферах успехов еще меньше. Как сказал Завадников, пока "никто не видел" давно обещанных правительством предложений о реструктуризации монополизированного газового рынка и повышении тарифов.

Правительство говорит, что на рассмотрение в парламент передано много новых законопроектов, но новые законы не изменят ситуацию, если не будут должным образом проводиться в жизнь. Необходимо уменьшить бюрократический аппарат, искоренить коррупцию среди чиновников. Но пока предприняты лишь скромные попытки реструктурировать государственные службы и избавиться от взяточничества. Недавно Мировой банк заявил, что количество россиян, работающих в госсекторе, растет.

В течение последних месяцев Путин выказывает премьер-министру Михаилу Касьянову свое недовольство тем, что темпы экономического роста падают, что Россия теряет шансы выполнить поставленную президентом задачу - обогнать к 2015 г. Португалию по объему ВВП. Весной в своем обращении к нации Путин обратил особое внимание на медленные темпы проведения административной реформы.

Однако многие аналитики оценивают ситуацию с оптимизмом. Алексей Заботкин, главный стратег московского инвестиционного банка (ОФГ), сказал: "В целом процесс продолжается. Перед выборами темпы немного упали, но для меня главное состоит в том, что власти постоянно говорят о своем намерении продолжать проводить реформы".

Рональд Нэш, глава исследовательского отдела банка Renaissance Capital сказал: "Реформы замедлились, но так и было запланировано. Тот факт, что правительство не строит слишком амбициозных планов, вселяет надежду. С макроэкономической точки зрения это может разочаровывать, но с точки зрения политики это понятно".

Некоторые специалисты говорят, что небольшие технические изменения просто меньше бросаются в глаза, чем первые резкие перемены. Другие указывают на то, что правительству необходимо полностью сосредоточить свое внимание на нескольких ключевых проблемах, а не пытаться проводить сразу много реформ.

Владимир Мау, высокопоставленный правительственный советник, ректор Академии народного хозяйства, сказал: "Проводить структурные реформы сложно. Администрация Путина сделала больше, чем я ожидал, хотя меньше, чем хотелось бы".

В последние месяцы Кремль внимательно следит за общественным мнением. Реформы в жилищном секторе отложены, потому что пенсионеры не хотят платить больше за отопление. Многие считают, что именно поэтому задерживается реформа энергетики. Политики и экономический советник Путина Андрей Илларионов резко критикуют Кремль за эту задержку.

Даже Чубайс смотрит в будущее с оптимизмом. "В течение последних трех лет экономика восстанавливается потому, что (Путин) выбрал правильную стратегию. Конечно, он мог бы сделать больше, но все-таки я не ожидал, что ему удастся добиться таких хороших результатов".

Путин более подробно рассказывает о своих достижениях и строит более детальные планы на будущее, чем в ходе своей предвыборной кампании 2000 г. Косвенным образом он дает понять, что реализация реформаторской программы будет продолжаться и после его переизбрания на второй срок.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru