Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 октября 2005 г.

Соня Марголина | Süddeutsche Zeitung

Смертоносная Сибирь

Михаил Ходорковский отбывает наказание в урановом котле

Бывший олигарх Михаил Ходорковский и проходивший с ним по одному делу Платон Лебедев, которые были приговорены к восьми годам заключения в колонии, нашлись после недельного путешествия по Сибири. Оказалось, что Платон Лебедев отправлен за полярный круг, в Ямало-Ненецкий округ (столица Салехард). Ямал известен не только как сердце ГУЛАГа, но и как гигантским месторождением газа, откуда Германия получает большую часть необходимого ей жидкого топлива. Зимой в этом страшном месте, где Лебедев будет работать на производстве колючей проволоки, температура опускается до минус 57 градусов.

Михаил Ходорковский будет отбывать свое наказание в Забайкалье, в колонии, расположенной в 550 км от областного центра Читы, почти на границе с Китаем. Говорят, что в колонии содержится около тысячи заключенных, в основном молодых воров и мошенников. Но ужасным это место является по другой причине: здесь, на расположенном рядом руднике, в 1970-1980-е годы заключенные добывали открытым способом урановую руду. Позже добыча урана там прекратилась, однако экологические последствия прошлого дают о себе знать до сих пор.

22 октября Василий Каменский, геолог, живущий в США, рассказал радиослушателям "Эха Москвы" о своей работе в той местности, когда там только начиналась добыча урана. Проведенные им измерения показали, что высокорадиоактивная урановая пыль заразила всю местность и привела к возникновению так называемого уранового котла. По его оценке, от зоны вокруг Чернобыльской АЭС, пережившей катастрофу, ямало-ненецкий урановый котел отличается всего лишь иным составом радиоактивных элементов. Так же сильно там заражена и питьевая вода.

Неудивительно, что читинские экологи сообщают о колоссальном количестве онкологических заболеваний: в окрестностях бывшего уранового рудника оно в пять раз выше, чем в среднем по стране. "В этом урановом котле гибнут все - там и заключенные гибнут, и конвоиры гибнут, и местное население, и скотоводы". Собственно, люди там вообще не должны жить.

Грабеж от имени нации

То, что в России мест с ужасающей экологией более чем достаточно, давно не новость. Время от времени эти смертоносные пятна попадают в поле зрения общественности, чтобы вскоре снова быть преданными забвению. И о Краснокаменске, городке неподалеку от колонии, которая была выбрана для знаменитого арестанта, до сих пор вряд ли кто слышал. Все заключенные, которые влачат жалкое существование в этой зоне, а также их стражи и мучители подвергаются смертоносному облучению. И пусть жизнь всех людей обладает равной ценностью, но в данном случае речь идет не о жертвах советской экологической катастрофы, а о Михаиле Ходорковском, которого не признают политическим заключенным, но чья судьба, тем не менее, давно преисполнилась политического значения.

Обращение с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым проливает свет на систему в стране, интеграция которой в Европу издавна рассматривается германской политикой как одна из основных задач. Сначала еще можно было думать, что "огосударствление" ЮКОСа, нефтяной империи Михаила Ходорковского, и тюремное заключение главы концерна было произволом, но одновременно необходимой мерой защиты от "приватизации" олигархами государства, своего рода шоковой терапией. Теперь же в безобидность всего происходящего могут верить разве что те представители немецкой экономики, которые получили выгоду от разрушения ЮКОСа.

На самом деле олигархия первой волны заменяется кучкой так называемых "олигархов-силовиков" из окружения российского президента Владимира Путина. По мнению советника президента Андрея Илларионова, это сомнительное "огосударствление" ежегодно обходится национальной экономике в потерю 10% ее возможного роста.

Однако "экспроприация экспроприаторов", объявленная гвардейцами Кремля, посчитала крест Ходорковского недостаточно тяжелым. Все меньше сомнений остается в том, что речь в данном случае шла не только о ненасытном аппетите запоздавших к раздаче пирога капиталистов из спецслужб, разыгравшемся при виде куска успешного и политически честолюбивого еврея. С разделом ЮКОСа этот аппетит не уменьшился.

Желание отмщения

В урановый котел олигарх попал не по случайному выбору бюрократической машины, а вследствие лютого, нерационального желания отомстить, которое росло по мере того, как исчезала надежда сломать Ходорковского через уничтожение его концерна и изнурительный судебный процесс. Политолог Андрей Пионтковский приписывает эту страсть к уничтожению той фатальной встрече Путина с олигархом, на которой Ходорковский очень легкомысленно сказал президенту, что все его чиновники - "вымогатели и воры".

В подтверждение своей мысли Пионтковский привел пример с покупкой одной частной нефтяной компании близким Кремлю государственным чиновником по сильно завышенной цене. Разница в сотни миллионов долларов была, как обычно при таких сделках, распределена чиновниками между собой. Сам не понимая этого, считает Пионтковский, Ходорковский разоблачил тайну кремлевской системы: в Кремле уже опробовали схему перераспределения денежных потоков в пользу "олигархов-силовиков, мыслящих общенациональными интересами" и их головокружительного обогащения. Сегодня ставки гораздо выше: теперь "всего лишь" за 13 млрд долларов "государство" хочет "купить" акции "Сибнефти", принадлежащие Роману Абрамовичу, главе этой компании и владельцу "Челси".

На время процесса над Ходорковским закон ушел в отпуск. Его этапирование в Сибирь тоже противозаконно: согласно параграфу 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденный должен отбывать наказание как можно ближе к месту своего жительства. Поэтому его отправка в места, загрязненные радиацией, откуда он вернется развалиной, если вообще вернется, свидетельствует о крайнем цинизме. Здесь нельзя не вспомнить о садистском наслаждении и той подлости, с которыми Сталин любил поквитаться со своими противниками. Путин за то же самое получает поддержку Запада, пусть молчаливую. "Молчание" по поводу дела Ходорковского в Германии с самого начала было громким, но теперь все смолкло.

Допустим, что нарушения права человека на Кавказе из-за сложности ситуации обжаловать невозможно. Право, было бы глупо предупреждать распадающуюся Римскую империю, что она должна соблюдать права гуннов. Однако терпеть такую очевидную аферу, как дело ЮКОСа, такое очевидное осуществление вендетты, значит поставить особым германо-российским отношениям плохую отметку.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru