Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 октября 2011 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Реконструкция Большого: мегакоррупция и мегавеличие

Большой театр в Москве вновь открывает занавес: перелистнув советскую страницу истории, он возвращается в имперскую эпоху. Ремонтная сага была ознаменована коррупционными скандалами, и об истинном бюджете проекта судить невозможно, пишут СМИ, не сомневаясь, что он побил все рекорды в мире. Сегодня на открытии ожидаются Путин, Медведев и Меркель.

Большой театр, остающийся синонимом величия России, перелистнув советскую страницу истории, возвращается в прекрасную имперскую эпоху, после долгой реконструкции обретя былой блеск, пишет La Croix.

"Мы проделали огромную работу, чтобы вернуть роскошь той эпохи", - рассказывает Михаил Сидоров, директор департамента по связям с общественностью инвестиционной группы "Сумма Капитал", генподрядчика реконструкции. Для этого требовалось привлекать специалистов по почти исчезнувшим ремеслам, подбирать особые материалы. Еще совсем недавно дрели на сцене соседствовали с контрабасами в оркестровой яме. Для завершения шестилетней стройки было привлечено 3600 рабочих, пишет газета.

Вначале, в 2005 году, реконструкцию планировалось завершить за три года, "однако ремонтная сага была ознаменована коррупционными скандалами, в результате которых счет раздулся настолько, что об истинном бюджете судить невозможно из-за множества подозрений в хищениях", подчеркивает корреспондент. "Мы не комментируем действия наших предшественников", - заявляет представитель "Сумма Капитал". В 2009 году по требованию Кремля контроль над стройкой перешел к компании близкого к властям олигарха, сообщает издание, "известия о коррупционных скандалах поступать перестали, но никакого расследования проведено не было".

Сегодня вечером в честь открытия после шестилетней реставрации Большого театра в Москве с размахом пройдет гала-концерт, на котором будут присутствовать Путин, Медведев и Меркель, коронованные особы и звезды, пишет Анна Зафесова, озаглавив свой материал в La Stampa "Большой эксгумировал имперскую Россию".

Большой пережил три пожара, нацистские бомбардировки и даже реконструкцию, после которой, как многие думали, театр не выживет. Но нет: в пятницу, 28 октября, состоится торжественное открытие, говорится в публикации. Кое-кто готов был заплатить до 50 тыс. евро, лишь бы посетить это мероприятие, однако ни один билет не продавался: все 1768 мест распределены Кремлем, заплатившим за самую дорогостоящую реставрацию в истории музыки 500 млн евро.

"Герб СССР исчез не только с занавеса, но и с фронтона, где вновь установлен орел с короной. "Сегодня зал Большого - это золотая сверкающая шкатулка с амурами, музами, гирляндами и кариатидами, помимо вездесущих царских орлов, вернувшихся не только в ложу Сталина, но и на гобелены, с которых они были вырезаны после революции. О советском прошлом ничего не напоминает: за основу был взят XIX век, когда театр, основанный Екатериной в 1776 году, был восстановлен после пожара. По словам инженеров, ему подарена новая жизнь: три тысячи реставраторов годами работали над каждым листочком, фрагментом мозаики, используя архивные материалы. Но в новом Большом используются и современные достижения: компьютеризированная сцена с семью платформами, расширенная оркестровая яма, новый подземный зал для репетиций и концертов. То, что в советские времена носило название "Бетховенский зал", вновь обрело старое название - "Имперский зал", вместе с пурпурной и золотой гаммой и непременными орлами", - пишет Зафесова.

"Три царя праздновали свою коронацию в московском Большом театре, а после коммунистической революции 1917 года Ленин возвестил с его сцены о рождении Советского Союза. Театр стал официальным лицом коммунистической утопии, - пишет Саймон Шустер, обозреватель журнала Time. - По советскому преданию, солдаты на фронтах Второй мировой войны носили с собой на удачу две фотографии - Сталина и примы-балерины Большого театра".

К концу 1990-х Россия фактически стала банкротом. Бюджет Большого с трудом покрывал зарплату балерин. Туры за границу прекратились. Обветшавшее здание театра стало отражением современного общества - вот почему его возрождение наделало столько шума. Сегодня театр открывается после шестилетней реставрации ценой в 700 млн долларов, что в 16 раз превышает бюджет, - во многом потому, что большая часть денег была разворована и растрачена.

Роскошь реконструированного здания, по словам критиков, имела свою цену. Как и многим известным труппам, артистам Большого приходится балансировать между чистым миром исполнительского искусства и презренным миром бизнеса. На недавнем мероприятии гостей встречал не композитор или артист, а пес Снупи - символ одного из спонсоров, MetLife. Присутствие на "священной земле" человека в костюме собаки вызвало у многих негодование. "Это отвратительно", - пожаловался артист балета Николай Цискаридзе.

Последние годы вообще оказались оскорбительными для традиционалистов Большого. После своего увольнения в 2003 году прима Анастасия Волочкова обвинила менеджеров театра, что они предлагают балерин своим патронам. Она утверждает, что это продолжилось и после ее ухода. "Если девушка соглашается, ей разрешается танцевать главную партию", - сказала Волочкова журналисту Time. Руководство театра, как и несколько танцоров, отвергают эти обвинения, но скандалы не прекращаются, констатирует Шустер: так, директор балетной труппы Геннадий Янин подал в отставку после появления в сети фотографий, где он занимается сексом с мужчиной.

"Теперь, когда внешнее великолепие Большого восстановлено, появилась надежда, что скандалы померкнут рядом с позолотой", - заключает автор.

Русский "дворец муз" воссоздан практически в полном соответствии с проектом итальянского архитектора Альберто Кавоса, пишет Handelsblatt. "Московские власти не испугались непомерных затрат: 500 млн евро поглотили реставрационные работы только по официальным данным - по неофициальным, сумма работ составила вдвое больше, - сообщает корреспондент. - Уже сегодня совершенно ясно, что реконструкция Большого войдет в историю как самый масштабный и самый дорогостоящий проект в мире. Однако, по мнению директора театра Анатолия Иксанова, результат гигантского труда оправдает вложения".

Теперь, надеется автор публикации, театральные постановки Большого будут еще более впечатляющими, чем в былые времена, - это обеспечит ультрасовременная техника, установленная за кулисами. В основном она произведена в Германии: компания Kunkel Consulting является автором проекта по установке всей сценической техники, Bosch-Rexrodt поставила софиты и другое оснащение сцены и оркестровой ямы.

Большой всегда был объектом гордости России, на который нация могла проецировать свое самосознание ведущей культурной державы, говорится в статье. Однако неотъемлемой частью российской реальности стал и тот факт, что нечистые на руку дельцы не упустили свой шанс извлечь прибыль из нового культа вокруг старого театра.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru