Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 декабря 2014 г.

Стивен Ли Майерс и Джо Беккер | The New York Times

Даже лояльность не гарантирует защиты от Путина

"Быстрая, неожиданная и все еще по большей части не объясненная экспроприация "Башнефти" - очередной случай, проливающий свет на темные углы политической и экономической системы, развиваемой Путиным за 15 лет его власти в качестве высшего российского лидера", - утверждает The New York Times. Теперь экс-владелец "Башнефти" Владимир Евтушенков - в одном списке не только с критиками Путина - например, Ходорковским и Навальным, - но и с теми, кто рассчитывал, что видимая лояльность к Кремлю и тесные связи с ним обеспечивают им определенную защиту, считают журналисты Стивен Ли Майерс и Джо Беккер.

"Один видный бизнесмен, знакомый с Евтушенковым, сказал, что Путин разрушил само понятие прав собственности в России, даже для тех, кто проявляет верность. Он сказал, что Путин сам назвал частную собственность на стратегические отрасли русским аналогом слова roost (Roost (англ.) - "усаживаться на насест". - Прим. ред.)", - говорится в статье. "Курица может использовать свое право собственности на яйца, ее могут кормить, пока она насиживает яйцо, - пояснил источник, - но на самом деле это не ее яйцо".

По мнению аналитиков, инвесторов, бизнесменов и сотрудников холдинга Евтушенкова "Система", конфискация "Башнефти" была как реакцией на экономические трудности в России, так и одним из факторов, усугубивших эти трудности.

"Они сказали, что "Башнефть" пала жертвой хищных амбиций нефтяной госкомпании "Роснефть", которой управляет один из старейших и ближайших помощников Путина, Игорь Сечин", - говорится в статье.

Другие источники сочли, что причиной судебного дела стала внутренняя борьба за власть в кругу советников Путина. Третьи указывали на действия Евтушенкова на Украине после свержения Януковича. Злоключения Евтушенкова в суде послужили зловещим предостережением российским бизнесменам, считает издание.

Банкир и медиа-магнат Александр Лебедев сказал, что домашний арест Евтушенкова явно был задуман как нечто публичное. В 2012 году Лебедев столкнулся с похожей атакой судебных органов, которая вынудила его продать ряд активов, говорится в статье.

"Люди в Кремле определенно должны были понимать, что это нанесет урон фондовому рынку, что это усугубит всю экономическую ситуацию, что это напугает бизнес-сообщество", - сказал Лебедев. Но они все равно осуществили свой план, так как хотели дать понять: "Ведите себя прилично", добавил он.

История "Башнефти" отражала неустойчивый и, в конечном итоге, незавершенный переход к рыночной экономике, а ее исчезновение как частной компании высвечивает неуклонный рост госконтроля в стратегических отраслях, который стал самой выпуклой чертой правления Путина.

Правительство Ельцина передало "Башнефть" и ее месторождения правительству Башкирии.

Путин, однако, неуклонно ослаблял независимую мощь регионов. "Башкирией управлял, словно феодальным поместьем, Муртаза Рахимов, могущественный политический союзник Ельцина. Его отношения с Путиным постепенно обострились. В 2002-2003 годах правительство Рахимова приватизировало "Башнефть", и большая часть ее акций оказалась в руках компании "Башкир Капитал", которая, по утверждениям российской прокуратуры, контролировалась Уралом, сыном Рахимова", - говорится в статье.

"Она была приватизирована вне закона", - сказал Навальный. "Даже российская Счетная палата раскритиковала эту сделку купли-продажи, но, с явного благословения Кремля, в суде сделка была одобрена, пока в апреле этого года следователи, не предоставив никаких объяснений, не вернулись к этой сделке", - говорится в статье.

В 2005 году компания Евтушенкова купила акции "Башнефти", в 2009 году он приобрел контрольный пакет. По словам российских топ-менеджеров и аналитиков, этого не могло случиться без негласного одобрения президента Медведева и премьера Путина.

Несмотря на свои политические связи с Юрием Лужковым, Евтушенков культивировал тесные связи с Кремлем. "Он никогда публично не высказывался в духе, который навлек бы на него гнев Кремля", - говорится в статье.

Когда "Система" владела "Башнефтью", объемы добычи в ней выросли. В тот же период "Роснефть" столкнулась с трудностями, несмотря на свою широкую экспансию.

"Два человека, сотрудники Евтушенкова, которые согласились дать интервью только на условиях анонимности, сказали, что они полагают, что за поглощением "Башнефти" стоял лично Сечин, надавивший на Путина, чтобы обстоятельства приватизации были пересмотрены в качестве предлога, и что это было сделано в надежде увеличить объемы добычи и денежные потоки в "Роснефти", - говорится в статье.

В прошлом году пресса сообщала, что "Роснефть" обращалась к Евтушенкову по поводу возможного слияния или продажи. Но Евтушенков не согласился и стал готовить размещение акций компании в Лондоне.

Ухудшение отношений с Западом в условиях войны на Украине, видимо, заставило Кремль все более тревожиться из-за возможной продажи акций "Башнефти" за границей.

Путин уверял, что Кремль вовсе не намерен пересматривать скандально непрозрачные случаи приватизации в прошлом, но в истории с "Башнефтью" результат оказался тем же самым, считает газета. "Сергей Пугачев, банкир и добровольный изгнанник, который теперь борется с попытками России заморозить его активы, сказал, что это дело высвечивает длительную стратегию Путина, направленную на подавление бизнесменов, которые хотели бы действовать независимо от Кремля", - говорится в статье.

Пугачев когда-то сам был близок к "коридорам власти", и его называли "банкиром Кремля", но теперь он в бегах от российского правосудия, отмечает издание.

Когда банк Пугачева "Межпромбанк" в 2010 году потерпел крах, власти обвинили Пугачева в банкротстве банка. "Но Пугачев утверждал, что юридические проблемы банка были использованы как предлог для конфискации двух его верфей в Петербурге, которые он предложил как обеспечение по кредитам ЦБ", - говорится в статье.

"Пугачев сказал, что Путин ранее убеждал его продать верфи "Объединенной судостроительной корпорации", - говорится в статье. Тогда корпорацию возглавлял Сечин.

После того, как Евтушенков был помещен под домашний арест, суд постановил наложить арест на замороженные акции "Башнефти". Компания отказалась от права на обжалование судебного постановления. "Фактически она без боя уступила один из своих крупнейших активов. И в начале декабря акции вернулись в собственность государства", - говорится в статье.

По данным газеты, Евтушенкову не предъявлялись обвинения в каком-либо преступлении. Армянский бизнесмен Левон Айрапетян, которого обвиняют в том, что он был посредником при продаже "Башнефти" наряду с Уралом Рахимовым, остается под домашним арестом. Рахимов объявлен в международный розыск.

"То, с какой легкостью государство заново завладело "Башнефтью", одной из самых прибыльных нефтяных компаний страны, подчеркивает буквально неоспариваемую власть, которую Путин и его ближайший круг советников способны иметь над российской экономикой и особенно над природными ресурсами", - заключает газета.

Экономические трудности - по крайней мере, пока - мало ослабили могущество Путина. Навальный говорит, что кризис усилил влияние "твердолобых" в кругу советников Путина в ущерб бывшим поборникам либеральной экономики. Газета сообщает, что прокуратура просит для Навального 10 лет тюрьмы, вердикт ожидается 15 января.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru