Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 января 2004 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

Восходящая звезда российской политики

Придерживающийся левых взглядов Сергей Глазьев вряд ли победит Владимира Путина на президентских выборах в марте, однако некоторые видят в нем его преемника в 2008 году.

Для одних он националист и демагог, использующий недовольство россиян демократией. Для других - первый настоящий социал-демократ в постсоветской России, предлагающей нечто подобное "новому курсу" Рузвельта.

Хотя мнения о Сергее Глазьеве резко расходятся, несомненно одно: он является наиболее стремительно восходящей звездой российской политики. На президентских выборах он имеет мало шансов против необычайно популярного Владимира Путина, но некоторые видят в нем преемника президента в 2008 году.

К тому времени, считает Глазьев, Россия, быть может, будет готова вступить на путь европейской социал-демократии, чего она не сумела сделать в 1991 году, когда СССР распался, а страна погрузилась в дикий капитализм с его законом силы.

"Сегодня у нас в России нет нормальной социально-экономической системы, - говорит Глазьев, мягкие, интеллигентные манеры которого резко контрастируют с его имиджем. - Российский рынок контролируется не силами рыночной конкуренции, а монополиями, олигархами и криминальными группировками. Это мы и должны изменить".

Эта тема популярна в сегодняшней России, наиболее яркой иллюстрацией к ней является дело по обвинениям в мошенничестве супербогача и бизнесмена Михаила Ходорковского.

Проведенный в середине января агентством РОМИР опрос общественного мнения показал, что среди девяти в большинстве своем тусклых кандидатов Глазьев занимает вторую позицию после Путина, однако в данном случае второе место означает поддержку всего 3% избирателей. Путин же пользуется поддержкой 78% опрошенных.

При этом 6 месяцев назад мало кто из экспертов даже упомянул бы Глазьева как потенциального игрока на большой политической сцене России. Однако на декабрьских парламентских выборах созданное в августе при участии Глазьева левонационалистическое движение "Родина" вышло из тени и получило 10% голосов избирателей.

Экономист, долгие годы флиртовавший с компартией, прежде чем пойти своим путем, Глазьев утверждает, что предыдущие российские правительства раздали обширные природные ресурсы бывшего Советского Союза частным магнатам, так называемым олигархам, не наложив на последних никаких социальных обязательств.

Россия, говорит он, обладает 20% мировых запасов нефти, однако налоговые поступления от крупных нефтяных компаний составляют лишь малую долю аналогичных поступлений в Канаде или Саудовской Аравии. Правильная налоговая система, утверждает он, могла бы принести дополнительно 50 млрд долларов.

"Мы легко могли бы удвоить пенсии, повысить зарплату военным и обеспечить достойный доход студентам, - говорит Глазьев. - Это совершенно реальная программа, а не популизм".

Другим сопредседателем "Родины" является Дмитрий Рогозин, прокремлевский националист. В его заявлениях о том, что Россией нужно руководить в духе "рационального национального эгоизма", некоторые ощущают привкус неоимпериализма. "Россию не нужно любить; Россию следует уважать", - недавно сказал Рогозин.

В ходе кампании по выборам в Государственную думу РФ в прошлом месяце некоторые либералы предостерегали, что "Родина" грозит России новым фашизмом.

"Рогозин - националист, Глазьев - социалист. Это сочетание дает нам национал-социализм", - заявил Борис Немцов, один из лидеров либерального Союза правых сил.

Валерия Новодворская, лидер борющегося за свободу Демократического союза, говорит: опасность Глазьева и "Родины" состоит в том, что их подъем показывает, что Россия все больше и больше отвергает демократию. "Победа "Родины" (на выборах в Думу) свидетельствует о том, что люди глубоко устали", - говорит она.

Начиная с войны в Чечне и кончая арестом и унижением Ходорковского, власти создают атмосферу, которая подталкивает население к тому, чтобы отмахнуться от свободы и западных ценностей, говорит она. "Родина" - это авангард реакции, как штурмовики, но без черной униформы".

Аналогичное мнение высказал аналитик Константин Симонов, директор независимого Центра политической конъюнктуры в Москве.

"Экономическая модель Глазьева, в российском контексте, вернет нас обратно к старой плановой экономике и политической системе, - говорит он. - Он открыто не выступает за национализм, но социальная группа, к которой он апеллирует, имеет определенные ожидания, которые он умело подпитывает".

Глазьев отбрасывает эту критику. "То, что мы говорим о национальных интересах, не делает из нас националистов, - говорит он. - Мы видим наши национальные интересы в том, чтобы у нас были демократическое общество, законность и процветание населения".

СПС и еще одна ориентированная на Запад либеральная партия "Яблоко" были практически уничтожены на выборах в декабре. Обе партии не сумели набрать минимум в 5 процентов голосов, необходимый для попадания в Думу.

Некоторые эксперты полагают, что Кремль, возможно, поощрял Глазьева и его жесткие заявления по поводу усиления налогообложения богатых для улучшения жизни многочисленных российских бедняков в качестве ухищрения, чтобы забрать голоса у компартии, своего традиционного врага на левом фланге. Если это так, то данная тактика сработала: число поданных за коммунистов голосов сократилось вдвое, примерно до 12% , зато Глазьев стал политической сенсацией.

"Кремль не ожидал, что "Родина" добьется такого успеха, - говорит Святослав Каспе, эксперт независимой организации "Российский центр общественной политики". - Сейчас некоторые говорят, что Кремль породил Франкенштейна, которого не может контролировать".

Сам Путин, похоже, позаимствовал у Глазьева пару идей.

Прошлой осенью Путин распорядился арестовать нефтяного короля Михаила Ходорковского, политически активного магната, который спонсировал по меньшей мере две оппозиционные Кремлю партии, а ныне официально обвиняется в мошенничестве и неуплате налогов. Путин предупредил остальных олигархов, чтобы они были более "социально ответственными", и сигнализировал, что в период его второго срока можно ожидать резкого увеличения налогов на нефть и другие природные ресурсы.

"Ссора Путина с олигархами похожа на популизм Глазьева, но в действительности они абсолютно разные", - говорит Владимир Прибыловский, директор независимой организации "Панорама", которая занимается изучением политики.

Прибыловский называет Глазьева кейнсианским экономистом, который хочет перераспределить доходы в пользу бедных, в то время как Путин следует стандартным либеральным путем налоговой реформы.

Глазьев согласен с этим и говорит, что намерен оживить президентские выборы 14 марта, атакуя Путина с левого фланга. "Политика правительства и президента сегодня фактически направлена на укрепление криминальной системы и капитала. Она возникла, когда кучка олигархов наложила лапу на чужую собственность и природные ресурсы страны", - утверждает он.

Некоторые эксперты считают, что у Глазьева действительно есть шанс в 2008 году, если он удачно выступит на предстоящих выборах.

"Если Глазьев займет почетное второе место (на мартовских выборах), он сможет объявить себя лидером левых сил и начать отнимать это звание у коммунистов, - говорит Симонов. - А это будет означает, что появилась новая социальная реалия".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru