Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2006 г.

Конрад Шуллер | Frankfurter Allgemeine

Подготовка к новой газовой войне

"Газпром" собирается снова повысить цены на газ для Украины

"Вторая газовая война", - Григорий Немирия, ближайший советник Юлии Тимошенко, которая вскоре, вероятнее всего, станет премьер-министр Украины, внезапно становится очень серьезным. "Мы ее не хотим, - говорит он. - Мы должны предотвратить ее, - а затем после паузы добавляет: - Я ненавижу это слово". При всем том "это слово" в последние дни у всех на устах. Приближается июль, месяц, когда истекают договоренности, достигнутые с "Газпромом", российским государственным концерном, от которого Украина зависит, как грудной ребенок от материнского молока. Что произойдет дальше: предстоит ли зимовать в холодных квартирах, окажутся ли снова под угрозой поставки газа в Европу, никто предсказать не может. Договоры - срок действия некоторых из них, похоже, сейчас завершается (более точной информации не имеется, так как формулировки неясны) - были подписаны 4 января, и ими завершился зимний кризис, который сегодня в Киеве называют "первой газовой войной".

Поскольку между Украиной и Россией до Нового года не было достигнуто взаимного согласия по цене на газ, 1 января "Газпром" приостановил подачу газа на Украину. Появились перебои в транзитных поставках и внутреннем обеспечении страны газом. 4 января Киев сложил оружие и подписал договор, подготовленный в Москве. С того самого момента критики называют договор от 4 января кабальным. Между российским концерном "Газпром" и украинским получателем газа "Нафтагаз" был поставлен сомнительный посредник под названием Rosukrenergo. Он имеет хорошую прибыль, но настолько непрозрачен, что многие считают его черной кассой Кремля. Половина Rosukrenergo принадлежит "Газпрому", владельцы второй стали известны только в апреле - большая ее часть принадлежит бизнесмену по имени Дмитрий Фирташ, как говорят, связанному с организованной преступностью.

Но главное, что в договор заложена бомба замедленного действия, которая взорвется в конце этой недели: похоже, что некая расплывчатая формулировка с июля отпустит цену на газ. Еще зимой Москва, угрожая заморозить поставки, удвоила особый тариф для Украины, ведущий свою историю еще с советских времен, до 95 долларов за тысячу кубометров, следствием чего явились тяжелые последствия для украинской экономики. Сейчас, возможно, предстоит следующее повышение. По московскому варианту, начиная с июля, цена может устремиться дальше вверх. Заместитель главы "Газпрома" Рязанов недавно говорил о 120-130 долларах, другие представители концерна указывали на то, что цена, которую платит Европа, превышает 200 долларов. При этом договор лишает Украину любой возможности реагировать на повышение цен увеличением стоимости транзита газа в Европу - она зафиксирована до 2011 года на уровне 1,6 доллара за тысячу кубометров на 100 километров пути.

Юлия Тимошенко, будучи в оппозиции, заклеймила этот договор как измену президента Ющенко интересам собственной страны, как попытку Москвы снова приструнить Украину после ее демократического поворота в 2004 году. Она требует отстранить от дела непрозрачного посредника Rosukrenergo и собирается обжаловать договор от 4 января в целом в Международном арбитражном суде в Стокгольме. Ее риторика уже зимой была риторикой максимального конфликта.

Сегодня, по прошествии полугода и победы на выборах, вождь революции 2004 года вновь стоит у порога власти. Ее назначение премьер-министром - дело решенное. Юлия Тимошенко должна повернуться лицом к действительности, и первые соответствующие сигналы от нее уже поступили. Если до сих пор она под громкие протесты Москвы требовала пересмотра договора от 4 января, то во вторник она впервые согласилась, что договор аннулировать непросто. Это была также реакция на мнение западных советников, которые считают, что оспорить договор в Стокгольме будет трудно, так как в свое время его поддержал сам украинский президент. И хотя госпожа Тимошенко все еще говорит, что договор - это попытка чужой страны "поработить" Украину, однако теперь она добавляет, что все стороны должны "провести консультации" и "выработать решение".

Тем не менее, глубокие противоречия остаются. Они начинаются уже с интерпретации текста договора от 4 января. Например, статья 5 предусматривает, что цены и транзитные сборы могут быть изменены только при "взаимном согласии двух сторон". В соответствии с этим министерство иностранных дел в Киеве заявило, что нынешняя цена в 95 долларов сохранится и нужды в каких-либо переговорах нет. Однако российская сторона считает иначе. Для нее само собой разумеется, что пассаж о "взаимном согласии" распространяется на период, обозначенный в другой статье того же договора, а именно: до начала июля. Затем игра продолжится по правилам свободного рынка.

Поскольку текст неоднозначен, скорее всего, вопрос в конце концов будут решать интересы и соотношение сил - а они очень просты: Россия, монопольный поставщик, хочет больше денег и влияния, и она уже однажды продемонстрировала, что при необходимости может в середине зимы подкрепить свои желания даже замораживанием поставок. Правда, Украина - как подчеркивает консультант Юлии Тимошенко Немирия - хорошо поняла, что время особых советских тарифов миновало и цена, которую она платит за свой газ, должна расти в направлении "европейского" уровня. Тем не менее, она требует переходного периода, так как боится экономического коллапса в случае шокового повышения цен. Однако, прежде всего, Киев подозревает, что Москва хочет большего, чем просто деньги. По убеждению советника Тимошенко, "Газпром" для ведения дел с Европой хочет, главным образом, получить под свой контроль украинские газопроводы и резервные газохранилища. Немирия говорит: "Русские прямо говорят нам: "Если вы отдадите нам ваши газопроводы и хранилища, вы получите хорошую цену". Для "Газпрома", могущественного инструмента Кремля, овладение украинской газотранспортной инфраструктурой, которая сегодня находится в руках государства, было бы решающей победой в его жесткой борьбе за полной контроль рынка - от сибирских газовых месторождений до кухонных плит в домах Европы. Однако для Украины такое включение российской экономической силы может стать первым шагом к возвращению под власть империи, из тисков которой она смогла освободиться в результате "оранжевой революции" 2004 года. Собственность на транзитный газопровод - это единственное оружие Киева против российского давления. "Мы больше не хотим оказаться под давлением, - говорит Немирия. - Москва никогда не должна получить наши газопроводы и хранилища".

Сейчас эта инфраструктура и без того уже находится в центре нарастающего конфликта, который касается не только России и Украины, но и Центральной Европы. Украинские газовые хранилища - одни из крупнейших в мире. Обычно их заполняют летом, чтобы зимой обеспечивать спрос Европы и родной страны. Однако наполнение этих хранилищ вот уже несколько месяцев как остановлено. Украинский "Нафтагаз" подтвердил нашей газете существование письма от 8 июня, в котором председатель правления Васюник указывает правительству на то, что из-за удвоения цен по январскому договору хранилища в последние месяцы заполнялись недостаточно. В дальнейшем, говорится в письме, будет невозможно снабжать как "потребителей из социальной сферы" внутри страны, так и компрессоры, которые перекачивают "газ потребителям на Украину и в европейские страны". Правда, Дмитрий Фирташ, мнимый собственник спорного посредника Rosukrenergo, дал во вторник знать, что сейчас вместе с "Нафтагазом" и еще одной фирмой было принято решение закачать в хранилища 15 млрд кубометров газа, потому как иначе будет невозможно "снабдить Украину и Западную Европу необходимыми объемами газа". Однако еще неясно, насколько хватит этого количества, так как, по данным "Газпрома", в случае суровой зимы может потребоваться до 20 млрд кубометров.

Тем самым кризис поставок будущей зимы, возможно, уже давно запущен. "Газовая война", которой советник госпожи Тимошенко хочет избежать при всех обстоятельствах, правда, еще не началась - однако "предвоенное состояние", то переплетение обстоятельств, которые, если никто не вмешается со всей решительностью, приведут к конфликту, началось где-то весной, тихо и незаметно.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru