Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 марта 2001 г.

Джудит Миллер | The New York Times

США пересматривают свою помощь по ограничению российских арсеналов

Белый дом приступил к тщательному анализу всех американских программ по оказанию помощи России в деле предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия, - сообщил вчера высокопоставленный представитель администрации.

Анализ, начатый руководством Совета национальной безопасности, которое уже давно критиковало некоторые из этих программ, скорее всего приведет к значительным изменениям в плане расходования 760 млн. долларов, ежегодно выделяемых Вашингтоном на демонтаж бывших советских ядерных, биологических и химических комплексов, а также предотвращение продажи оружия массового поражения и опасных материалов государствам-изгоям и террористическим организациям или хищений с их стороны.

По словам высокопоставленного официального лица, некоторые программы, такие как программа министерства энергетики, предусматривающая выделение 173 млн. долларов на повышение мер безопасности и улучшение учета делящихся материалов в хранилищах ядерного оружия, показали свою "высокую эффективность". Однако этого нельзя сказать о других программах, таких как долгосрочная программа (на нее было выделено более 6 млрд. долларов), призванная помочь России и США в утилизации 34 тонн оружейного плутония с каждой стороны. По словам официальных лиц, финансирование неэффективных программ может быть резко сокращено или даже прекращено.

Пересмотр американских программ начался в тот момент, когда отношения между Россией и США обострились в связи с обнаружением в рядах ФБР русского шпиона, намерением США создать противоракетный щит и критикой в адрес России со стороны Вашингтона по поводу продажи ядерных технологий Ирану.

"Реалистичный" и "несентиментальный" подход к отношениям с Россией, как его называют в администрации США, привел к тому, что российские официальные лица обвинили Вашингтон в стремлении возродить дух холодной войны и отказе от намерения прежней администрации относиться к России, как к партнеру.

В результате, пересмотр США своей политики в области нераспространения чреват усилением напряженности с Россией в тот момент, когда там происходят серьезные перемены.

Он может также усилить подозрения у демократов и других критиков более консервативного подхода в отношениях с Россией и привести к тому, что администрация использует этот пересмотр в качестве наказания России за продажу технологий Ирану или оправдания резких сокращений программ в области нераспространения. Вчера один высокопоставленный представитель администрации заявил, что этот пересмотр направлен на повышение качества, эффективности и прозрачности программ в сфере нераспространения.

Его цель заключается не в том, чтобы наказать Россию или подорвать американские обязательства по оказанию помощи России в обеспечении безопасности опасных видов оружия, а также предотвращении хищения и продажи оружия массового поражения.

"Это не представляет угрозы для России и не является попыткой отказа от программ в области нераспространения,- подчеркнул чиновник из администрации.- Речь идет о еще большем повышении эффективности этих программ."

Пересмотр касается десятков программ, в основном проводимых под эгидой Госдепартамента, Пентагона и министерства энергетики, которые со времени окончания холодной войны выделили России и другим бывшим советским республикам миллионы долларов. Большинство этих программ было разработано администрацией Клинтона, однако некоторые из них были приняты по инициативе Конгресса при поддержке бывшего президента Джорджа Буша.

Целью этих программ была попытка оказать России помощь в демонтаже крупных комплексов по производству оружия массового поражения, обеспечении безопасности ядерных и других опасных материалов и предотвращении попыток бывших советских оружейных специалистов продать свою продукцию или знания государствам-изгоям или террористическим группировкам.

Этот пересмотр ведется параллельно с глобальным пересмотром политики в отношении России, который был начат недавно Белым домом, но в то же время, независимо от него. По словам официальных лиц, анализ политики в области нераспространения, который будут проводить высокопоставленные представители Совета национальной безопасности, должен продлиться 6-8 недель. Как подчеркнул представитель администрации, в этот период осуществление программ будет продолжено.

Судя по кругу вопросов, который будет затронут во время пересмотра и с которыми частично удалось ознакомиться корреспонденту "Нью-Йорк таймс", его участники проанализируют соотношение положительных и отрицательных сторон каждой программы, а также выяснят, в какой степени эти программы отвечают американским интересам, должны ли Россия и другие страны нести большую часть расходов и следует ли определять конечный срок действия программы, чтобы гарантировать ее свертывание после достижения намеченных целей. В ходе пересмотра предполагается также определить, оказывают ли россияне достаточное содействие каждой программе, как лучше координировать осуществление программ, и нет ли других программ, которые в большей степени отвечали бы задаче нераспространения.

Хотя представитель администрации не захотел говорить о позиции администрации в отношении конкретных программ, он подчеркнул, что итоги проведения программ министерства обороны по совместному снижению угроз являются весьма впечатляющими. По его словам, к концу 2000 года в рамках этих программ было дезактивировано 5288 боеголовок, уничтожено 419 ядерных ракет большой дальности, 367 ракетных шахт, 81 бомбардировщик, 292 пусковых установок ракет подводного базирования, а также 174 ракеты подводного базирования. Кроме того, были закрыты 194 ядерных полигона в России и других бывших советских республиках.

Представитель администрации дал высокую оценку программе министерства энергетики, которая позволяет США приобрести 500 тонн высокообогащенного урана (что эквивалентно 25 000 боеголовок) и превратить его в низкообогащенный уран, который может быть использован в качестве топлива для атомных реакторов. По сведения представителей администрации, с тех пор, как в 1994 году было заключено соответствующее соглашение, было куплено и переработано около 110 тонн такого урана.

Представители администрации и другие эксперты подвергли критике две программы - программу министерства энергетики, предусматривающую выделение 6 млрд. долларов на утилизацию российского и американского плутония(пока Конгресс выделил на эти цели 280 млн. долларов), а также инициативу в отношении ядерных городов. Эта инициатива была выдвинута в сентябре 1998 года и предназначалась для предотвращения утечки мозгов из закрытых российских ядерных городов, а также сокращения размеров огромных ядерных комплексов. Однако Конгресс подвергал ее постоянной критике. В 2000 финансовом году он сократил бюджет этой инициативы наполовину и выдвинул дополнительные условия выделения денежных средств.

Вчера в пользу пересмотра этих программ решительно высказался влиятельный демократ, который был одним из первых авторов программ нераспространения в отношении посткоммунистической России. Бывший сенатор Сэм Нанн заявил, что новая администрация должна всесторонне проанализировать эти программы, чтобы сократить угрозу распространения оружия, материалов и "ноу-хау", исходящую из стран бывшего СССР. По его словам, программы требуют более тесного сорудничества и должны рассматриваться в более широком стратегическом контексте.

На этой неделе Нанн, в настоящее время возглавляющий Nuclear Threat Initiative - это финансируемая Тедом Тернером частная группа, целью которой является сокращение угроз, исходящих от оружия массового поражения - председательствовал на состоявшейся в Атланте конференции по угрозам распространения этого оружия в России. По его словам, как российские, так и американские участники, должны поддержать эти программы, в то же время обсудив их слабые стороны.

Нанн выразил надежду, что в результате пересмотра эти программы станут для новой администрации более приоритетными.

В ходе дачи показаний в сенатском комитете по международным делам бывший лидер сенатского большинства Ховард Бейкер, которого президент Буш назначил послом США в Японии, призвал администрацию не сокращать финансирование программ в области нераспространения.

Бейкер был сопредседателем специальной группы (она пользовалась поддержкой министерства энергетики), рекомендовавшей выделить в ближайшие 8-10 лет 30 млрд. долларов на оказание России помощи в обеспечении безопасности или утилизации ядерных материалов и сохранении рабочих мест для российских ученых.

Бывший директор Агентства по контролю над вооружениями и разоружением в администрациях Рейгана и Буша Рональд Лехман, активно выступающий за сотрудничество с Россией в области нераспространения, заявил членам комитета, что все программы только выиграют от трезвого анализа и уточнения целей, стратегии и приоритетов.

Демократы выразали свою обеспокоенность устами Кеннета Луонго - бывшего сотрудника администрации Клинтона, ныне занимающего пост исполнительного директора Российско-американского консультативного совета в области ядерной безопасности. По его словам, хотя он, в принципе, приветствует пересмотр программ, он опасается, что этот пересмотр может оказаться несправедливым, принимая во внимание предубеждения новой администрации. "Пристрастный пересмотр (от каких программ можно отказаться, а не какие следует улучшить)приведет к тому, что будут упущены огромные возможности, и скорее всего еще больше обострит отношения с Россией", - заявил Луонго.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru