Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 мая 2006 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Лояльность Мордашова приносит плоды

Магнат "Северстали" выиграл сделку с Arcelor при одобрении Кремля

Сделка Алексея Мордашова с компанией Arcelor показывает, что безусловная лояльность к Кремлю может проносить достойные плоды. Этот 40-летний магнат никогда не смог бы продать "Северсталь" Arcelor без одобрения президента России Владимира Путина.

Стремясь предотвратить слияние компании с пытавшейся ее поглотить Mittal Steel, глава Arcelor Ги Долле обратился, помимо руководства "Северстали", еще и к металлургическому магнату Владимиру Лисину, совладельцу Новолипецкого металлургического комбината. Однако поддержка этой сделки со стороны Кремля была обеспечена только Мордашову, говорят источники, осведомленные о ходе переговоров. Обе компании от комментариев отказались.

Сделка делает Мордашова одним из нескольких крупных российских бизнесменов, которым удалось продать свою долю крупной международной компании. Последним, кто пытался это сделать, был нефтяной магнат и личный враг Путина Михаил Ходорковский: он чуть было не продал значительную долю ЮКОСа компании Exxon Mobil три года назад. Сейчас он отбывает восьмилетний срок заключения в сибирской колонии, а его компания разбита вдребезги астрономическими налоговыми счетами.

Разница между этими персонами следующая: Мордашов никогда не стремился иметь независимую политическую линию, а именно это довело Ходорковского до беды. Напротив, он фактически присягнул на верность Кремлю, выступив в 2004 году представителем избирательной кампании Путина. Он принимает участие в одном из детищ президента - в проекте по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Руководство "Северстали" тесно связано с главной пропутинской партией "Единая Россия" в области как национальной, так и местной политики. Бывший заместитель генерального директора "Северстали" Игорь Левитин сейчас занимает пост министра транспорта России. Компания Мордашова в прошлом году приобрела долю в независимом телевизионном канале RenTV, усилив опасения, что Кремль таким образом пытается утвердить контроль над российскими СМИ.

Однако у Мордашова есть несколько общих черт с Ходорковским. Оба принадлежат к поколению умных молодых бизнесменов, которые приобрели активы в ходе приватизации 1990-х и трансформировали их из неэффективных динозавров советского времени в компании мирового уровня.

Но в отличие от своих коллег Мордашов был местным мальчиком - его семейная история тесно связана с заводом, которым он впоследствии начал руководить. Он вырос в Череповце, промышленном городе на севере России. И мать, и отец работали на местном сталепрокатном заводе, который со временем стал ядром "Северстали". Он пришел на завод в конце 1980-х, 22-летним выпускником экономического факультета Ленинградского института, затем его послали на практику в Австрию - что было довольно необычно для того времени. В 1992 году он стал финансовым директором завода.

Благодаря Мордашову во время приватизации руководители завода получили над ним контроль, купив ваучеры у рабочих и устояв перед московскими магнатами, которые хотели купить акции. В итоге у него оказалось 83% акций "Северстали", и в 1996 году он сместил генерального директора советской закалки и сам стал во главе предприятия.

"Несправедливо? Да, - сказал он по поводу приватизации в интервью журналу "Итоги". - Зато целесообразно, потому что комбинат получил честного хозяина".

После этого он превратил "Северсталь" в крупную вертикально интегрированную компанию, которая стала одной из самых эффективных и прибыльных в российском частном секторе. Он скупил угольные и железные рудники, поставлявшие сырье на "Северсталь", а также приобрел порты и автомобилестроительное предприятие. Он стал одним из первых российских предпринимателей, купивших активы за рубежом, приобретя в 2003 году обанкротившуюся компанию Rouge Industries Inc. в Дерборне, штат Мичиган, а потом попавшую в переплет итальянскую компанию по производству стали Lucchini. Это было сделано в рамках программы по превращению "Северстали" в одно из пяти крупнейших в мире сталелитейных предприятий по объемам производства.

"Эта компания зарегистрирована на бирже, но у нее есть владелец, контролирующий большую часть акций, который ведет себя соответственно", - говорит Роб Эдвардс, аналитик металлургического сектора из московского банка Renaissance Capital.

В любом случае сделка с Arcelor катапультировала мальчика из Череповца в верхние эшелоны международной металлургической промышленности и выдвинула российскую металлургию, которая до сих пор, казалось, не играла никакой роли в международной консолидации сектора, на передовую линию.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru