Россия в очередной раз наступила на чеченские грабли. Так начинается статья Сергея Ковалева. Известный правозащитник и депутат Госдумы вновь обращается к теме чеченского конфликта.
Был ли сценарий нынешних чеченских событий подготовлен в штабах чеченских полевых командиров? Может быть к ним приложил руку известный международный террорист Усама бен Ладен? Или все это готовилось в здании Министерства Обороны на Арбатской площади? - задается вопросом Ковалев. А может, виновных следует искать в Кремле, где окружение быстро деградирующего президента предпринимает попытки устранить с политической арены наиболее опасных соперников - Юрия Лужкова и Евгения Примакова.
К сожалению, ответов на эти вопросы нет и боюсь, что никогда не будет: когда дело касается конспирации, кремлевские придворные ведут себя по крайней мере не хуже международных террористов, - замечает автор.
В любом случае, по мере того как российские войска все ближе продвигаются к чеченским горам, Россия двигается навстречу своей гибели. Будет ли это разгромное поражение, которое повлечет за собой беспорядки и потерю правительством контроля над ситуацией в стране? Или война завершится победой, на волне которой к власти придет человек с истерическим голосом и взглядом сумасшедшего? - пишет Ковалев.
Военная победа в Чечне все еще возможна. Для этого необходимо физически уничтожить все чеченцев, способных носить оружие. Летом 1996 года, когда войска Масхадова вновь заняли Грозный, российское высшее военное руководство неоднократно предлагало именно такой вариант решения чеченской проблемы. Однако Александр Лебедь - к его чести - отверг подобные человеконенавистнические предложения и начал мирные переговоры, которые были встречены общественностью почти с единодушным одобрением.
Сейчас в обществе царит совершенно иная атмосфера. Известный телеведущий говорит о чеченской войне под аккомпанимет музыки из песни "Вставай страна огромная" - гимна советского народа в Великой Отечественной войне. Региональные газеты выходят с заголовками: "Если Россия хочет выжить, Чечня должна умереть"(речь идет о нижегородской газете Дело).
Как бы то ни было, в случае продолжения новой чеченской войны, в России исчезнут последние остатки свободы, - считает Ковалев.
Сейчас это уже происходит. Газеты, журналы, радио и телевидение спешат присягнуть на верность правительству и поддержать официальную позицию по Чечне. Некоторые представители российского руководства угрожали начать преследование против гражданских организаций, которые призывают к прекращению призыва на военную службу. В регионах местных правозащитников называют агентами ЦРУ. Впервые с августа 1991 года некоторые российские лидеры открыто говорят о необходимости восстановления прежних размеров ВПК.
Таково наше вероятное будущее и нам от него никуда не деться. Но как же остальной мир - считающий себя цивилизованным - будет иметь дело с авторитарной Россией. Как Европа сможет смириться с уничтожением целого народа? Очень просто. Европа устала от России. Она лишь перестанет предоставлять ей кредиты и предпочтет ненадолго забыть о России. Всего несколько лет назад американские политологи обычно говорили о России как о азиатской, а не европейской стране. Как известно, в Азии человеческая жизнь ценится намного дешевле, чем в Германии или в Нидерландах.
Да, Европа может на кокоркий срок забыть о существовании России, однако, когда воинственный монстр вновь замаячит на окраине Европы, она будет вынуждена вспомнить о ней. Разъяренный поражением или воодушевленный победой, этот монстр несомненно расправится с "пятой колонной" российских демократов.
Сейчас у Европы еще есть возможность оказать влияние на ход событий. Она еще может помочь как России, так и Чечне. Нам необходима постоянная активная помощь, поскольку своими силами мы не сможем найти выход из создавшейся ситуации. К моему удовлетворению, я обнаружил, что сейчас Запад более энергично реагирует на события в Чечне, чем он это делал в ходе предыдущей войны. Не результат ли это косовского конфликта?
По всей видимости, в некотором смысле европейская общественность даже зашла слишком далеко. Многие европейцы все еще не осознают важности борьбы с терроризмом. Очевидно, что эту борьбу не следует вести теми методами, которые используют Путин и российские генералы, однако бороться с терроризмом все же необходимо. Даже если сведения российских спецслужб о причастности чеченских террористов к взрывам жилых зданий в российских городах не соответствуют действительности, то рейд Басаева и Хаттаба в Дагестан все равно требовал решительных действий.
Запад должен потребовать от российского правительства прекращения войны, которая наносит больше ущерба мирным гражданам, чем чеченским боевикам. Наземные войска должны прекратить продвижение вглубь Чечни, а артиллерия и авиация - удары по чеченской территории. Путин должен немедленно начать прямые переговоры с Масхадовым. Одновременно Запад должен потребовать от Масхадова выдачи организаторов рейда в Дагестан - Басаева и Хаттаба - для последующего суда в России или за рубежом, - утверждает Ковалев.
После выдачи этих лиц Чечня будет иметь полное право требовать вывода российских войск с ее территории. Запад должен также потребовать, чтобы лидеры Чечни обязались сотрудничать с Россией (или, возможно, с Интерполом) в деле поиска террористов, причастных к взрывам жилых жданий в российских городах. Если этих террористов нет в Чечне, то тем лучше для нее. Если же они действительно скрываются на территории республики, Грозный должен предпринять все возможные усилия для их ареста и выдачи.
Наконец, чеченскому правительству должен быть предъявлен ультиматум: оно должно принять все возможные меры по прекращению отвратительного бизнеса, основанного на похищении людей. Вы можете спросить, какой смысл вести переговоры с правительством, которое не контролирует ситуацию в стране? Отвечаю: Запад уже ведет переговоры с Ельциным.
Чечня погибает и нуждается в международной помощи. Я глубоко убежден, что Чечня стоит на краю гибели и тянет за собой Россию, - пишет Ковалев. Это означает, что России тоже необходима помощь со стороны международного сообщества. В настоящее время единственным способом такой помощи является оказание давления - даже очень жесткого - на обе стороны конфликта. Еще раз повторяю: помогая России, Европа обеспечивает свое собственное будущее, - заключает автор.