Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 ноября 2001 г.

Джуди Демпси | Financial Times

Объединение сил: НАТО и Россия

Генеральному секретарю НАТО Джорджу Робертсону придется проделать серьезную ?успокоительную? работу в Эстонии, куда он прибывает сегодня.

Эта маленькая балтийская республика - одно из девяти бывших коммунистических государств, стремящихся вступить в НАТО во время второго раунда расширения, который будет объявлен через год в Праге. Эстонии мешает Россия, страна в свое время выступившая в роли захватчика. Эстония вполне справедливо считает, что более теплые отношения НАТО с Москвой могут помешать расширению, особенно в силу того, что российское военное руководство до сих пор выступает резко против вступления балтийских государств в НАТО.

На прошлой неделе лорд Роберстон приезжал в Москву и предложил президенту России Владимиру Путину возможность начать играть более весомую роль в военном альянсе, не подавая заявку на вступление. Это является резким изменением по сравнению с ситуацией времен Холодной войны и даже большей части девяностых годов, когда Россия и НАТО считали друг друга врагами. Сейчас они пытаются переопределить свои роли. Россия больше не считается угрозой для европейской безопасности. НАТО приходится реформировать альянс, созданный 51 год назад специально для противостояния советской угрозе. НАТО уже переходит от исключительно оборонительной функции к широким миссиям по обеспечению безопасности, в том числе миротворческим операциям на Балканах, реструктуризации министерств обороны и армий бывших коммунистических государств. ?НАТО переживает переходный период?, - говорит генерал-лейтенант Фольфганг Шнайдерман, недавно назначенный начальником штаба немецкой армии. Одновременно Путин пытается восстановить влияние России на международной сцене. Для этого ему нужна сильная экономика, интегрированная в мировую экономику - и полностью реструктурированные вооруженные силы.

?Неким странным образом мы нужны друг другу, - считает один НАТОвский дипломат. - Но надо быть очень осторожными. Если поторопиться, зарождающиеся отношения могут быстро испортиться?. Некоторые европейские лидеры, в первую очередь премьер-министр Великобритании Тони Блэр и канцлер Германии Герхард Шредер, хотят использовать теракты 11 сентября в США как возможность формирования новых партнерских отношений с Россией.

?Есть возможность трансформировать Евро-Атлантическую безопасность, - сказал Блэр в письме послам НАТО. - Ключ к успеху - заметные шаги к новым отношениям с Россией?.

Путин едва ли будет с этим спорить. В течение последних двух месяцев, несмотря на резко оппозиционную позицию общественности и военных, он начал большую игру, решительно поставив Россию на сторону Запада и администрации Буша в борьбе с терроризмом.

Американских дипломатов потрясла поддержка Путина, особенно тот факт, что он поделился разведданными о Северном альянсе и российским опыте оккупации Афганистана. Дипломаты НАТО говорят, что настало время подключить Россию к западному альянсу так, чтобы это было полезно обеим сторонам.

?НАТО и Россия создали партнерские отношения по хорошим, трезвым причинам, - сказал на прошлой неделе лорд Роберстон. - Россия хочет создать более безопасный и стабильный внешний мир, НАТО хочет добиться определенной степени предсказуемости и стабильности в своих отношениях с Россией, как сейчас, так и в будущем?.

НАТО предлагает России новый форум в рамках альянса, Российско-Североатлантический Совет. Этот форум позволит России и девятнадцати странам НАТО обсуждать определенные вопросы единой группой.

Пока неизвестно, заменит ли форум постоянный совместный совет, созданный в 1997 г. В рамках этого совета российский посол встречался с девятнадцатью послами НАТО, которые заранее разрабатывали политику и принимали решения. Россия не имела реального веса.

Блэр предложил распустить Постоянный совместный совет и заменить его Российско-Североатлантическим Советом. Несколько стран НАТО хотят сохранить старый форум. В любом случае лорд Робертсон сказал, выступая в Российской военной академии, что новый совет будет заниматься такими вопросами, как распространение вооружений, ПРО, терроризм. Россия будет иметь равный голос при определении политики.

Представители НАТО настаивают на том, что альянсу не следует давать России какое-либо влияние на ключевые военные вопросы, не говорят уже о праве вето, которым обладают все члены альянса.

Блэр предостерег Россию от эксплуатирования Российско-Североатлантического Совета. ?Нам нужно четко объяснить, что мы хотим, чтобы Россия действовала исключительно в духе сотрудничества. Нам также необходимо сохранить за альянсом право совершать военные действия, вне зависимости от российского вето?.

Для НАТО очень важно четко определить роль России. Не следует забывать урок войны 1999 г. в Косово, против которой резко выступала Россия. В определенный момент российские вооруженные силы спровоцировали опасный конфликт с НАТО, оккупировав главный аэропорт Косово в Приштине.

Однако у НАТО есть основания вознаградить Путина.

?Путину придется продавать второй раунд расширения своим военным и внутренней аудитории, - говорит Истван Гиармати, вице-президент нью-йоркского института Восток-Запад, бывший государственный чиновник, проводивший переговоры о вступлении Венгрии в НАТО в 1999 г., в ходе первого раунда расширения. - Это означает, что НАТО надо сделать Путина достаточно приятное предложение, которое сделает расширение приемлемым для военных?.

Российские военные эксперты сомневаются в том, что военное руководство, считающее НАТО врагом, согласится на принятие балтийских государств.

?Необходимо, чтобы и военная, и политическая элита поддержали новую внешнюю политику Путина, - считает Дмитрий Васильев, эксперт по безопасности Института Европы Российской Академии Наук. - Если НАТО хочет говорить о новом соглашении по безопасности с Россией, ему необходимо спросить, отвечает ли расширение интересам России. Военные не убеждены, что это так?.

Именно этот вопрос НАТО и Путину придется аккуратно утрамбовывать в ближайшие месяцы. ?К чему бы не привели эти отношения, они будут сложными и тонкими, - считает Джордж Шопфлин, профессор политологии Лондонской школы славянских и восточно-европейских исследований. - Первым испытанием может стать визит лорда Роберстона в Эстонию?.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru