Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 октября 2003 г.

Александр Бим и Ким Искьян | International Herald Tribune

Путин усиливает хватку в Думе

Политическая и финансовая встряска в России, спровоцированная арестом Михаила Ходорковского, председателя ЮКОСа, наглядно продемонстрировала то, какие ставки делаются на приближающиеся парламентские выборы в России. От декабрьского голосования, которое будет отличаться от традиционного упражнения в особой, российской форме управляемой демократии, зависит будущее направление развития хрупкой российской демократии.

Громовая победа партий, связанных с Кремлем, позволит Владимиру Путину еще более усилить авторитарную хватку и расширить и без того широкие полномочия президентства - возможно, даже и на третий срок. Поскольку печальная альтернатива этому сценарию - стагнация и переворот, то российские политики отодвигают свои планы на постпутинскую эру, а российские бизнесмены пытаются хоть как-то защитить собственность. Иначе стабильность, достигнутая при Путине, разлетится на мелкие осколки.

Несмотря на то что Путин утверждает обратное, арест Ходорковского, вне всякого сомнения, обусловлен политическими мотивами и знаменует собой значительное ухудшение политической атмосферы в России. Во многом это естественный итог успешных усилий Путина по укреплению своего контроля над всеми формами политических дебатов.

В течение первых четырех лет у власти Путин преуспел в сведении Думы, нижней палаты парламента, до уровня дискуссионного клуба с выплатой пособий - такая ситуация, он надеется, сохранится и после декабрьских выборов. В начале своего президентства Путин установил господство над Думой, оказав помощь так называемым центристским партиям (которые в реальности являются моделями циничного прокремлевского политического прагматизма) в получении мест в парламенте благодаря своей личной популярности.

В итоге, в отличие от балансирования на тонкой грани, временами переходящего в столкновения, что было характерно для Думы ельцинской эпохи, нынешняя Дума безропотно соглашается с программами налоговой, земельной, пенсионной, административной, судебной и иных реформ, предлагаемыми правительством Путина.

Темная сторона господства Путина в Думе обернулась успехом Путина в деле расширения полномочий администрации путем централизации органов правительства, сокращения свободы слова и внедрения на важные посты во всех сферах исполнительной власти легионов своих бывших коллег по спецслужбам. Скандал вокруг ЮКОСа - это еще один признак того, что Путин фиксирует расширяющиеся полномочия президента и на политической, и на экономической аренах.

Ключевая скрытая тенденция приближающихся выборов - пока, в основном, игнорируемая - это то, сможет ли Путин убедить новоизбранных депутатов Думы внести поправки в конституцию и увеличить президентский срок и (или) позволить президенту оставаться у власти более чем два срока.

Путин практически неминуемо выиграет на президентских выборах, которые состоятся в марте 2004 года, и он пока публично опровергает свою заинтересованность в том, чтобы задержаться на президентском посту по окончании второго срока. Однако, похоже, он полюбил власть и вряд ли уступит кресло президента без малейшей попытки изменить правила игры - а это потребует одобрения двух третей депутатов Думы.

Даже если он захочет уйти из Кремля после второго срока, его окружение во главе с находящимися в фаворе силовиками, в состав которых входят бывшие сотрудники КГБ и правоохранительных органов, скорее всего, будет давить на него с тем, чтобы он остался у власти и дал им еще немного времени обратить политическое влияние в личное благосостояние.

Кроме того что декабрьские парламентские выборы определят, намерен и сумеет ли Путин увеличить срок своего пребывания в Кремле, они также станут референдумом по программам и политике Путина. Итоги выборов в пользу прокремлевских партий уполномочат Путина продолжить укрепление своего влияния на всех уровнях власти и дадут ему в руки соответствующие инструменты.

С другой стороны, плохой финиш кремлевского знаменосца - "Единой России" - обернется для Путина стыдом и позором, поскольку просигнализирует, что его способность трансформировать личную популярность (рейтинг Путина зашкаливает за 70%) в успех на выборах для его ставленников не безгранична.

Если сильные лоббистские партии - прежде всего те, которые поддерживают российские олигархи, - выцарапают для себя в будущей Думе местечко, Кремлю будет гораздо сложнее управлять ею. Планам Кремля может помешать хороший финиш либерального "Яблока" (которое получало финансовую поддержку от Ходорковского).

Около 40% новой Думы, включая кандидатов, принадлежащих к ведущим партиям, таким, как коммунисты и "Единая Россия", могут оказаться лоббистами финансовых и промышленных групп. По иронии, наступление Кремля на Ходорковского и "Яблоко" может непреднамеренно привести к увеличению популярности последнего благодаря поддержке так называемого протестного электората.

Кремль сметает все преграды на пути к тому, чтобы получить нужные ему результаты на думских выборах, и действует откровенно авторитарными методами, которые, если все пойдет по плану Путина, будут все больше характеризовать российскую политическую обстановку. Кремль не раздумывая использует административные ресурсы для получения нужных итогов выборов в нарушение законов, запрещающих участие исполнительной власти в парламентских выборах. Избирком, лояльный Путину, приветствует эти нарушения громким молчанием.

Как в советскую эру, Кремль выпускает в эфир на государственном телеканале дебаты между кандидатами в депутаты, но только после того, как эти дебаты были тщательно отредактированы и из них была изъята критика в адрес президента, его экономической политики, поведения нынешней Думы и другие деликатные вопросы.

Кроме того, при формировании Думы по собственной схеме Кремль предпринимает закулисные попытки нейтрализовать оппозицию. С целью раскола оппозиции Кремль поддержал создание партийных ответвлений - например, партии "Родина", основанной одной из звезд Коммунистической партии Сергеем Глазьевым. (Забавно, но недавние опросы общественного мнения показывают, что сторонники этих фальшивых партий мигрировали из лагеря "Единой России", а не из коммунистического лагеря - и другие политические фабрикации Кремля привели к таким же результатам.)

Широкая общественность рассматривает продолжающееся правительственное расследование в отношении ЮКОСа и арест Ходорковского, в частности, как окольный путь, с помощью которого власть пытается охладить политические амбиции Ходорковского и нанести удар по его попыткам профинансировать думских кандидатов и партии.

Если Кремлю не удастся сформировать сговорчивую Думу, это может сдержать растущий авторитаризм Путина. Однако альтернативный сценарий, при котором Путин не сможет увеличить срок своего правления (или не захочет рисковать и потерпеть поражение), создаст ряд опасностей для следующего раунда борьбы, который начнется в 2005 или 2006 году.

Если планы Путина не реализуются, депутаты Думы, особенно те, кто готов сменить позиции ради политической выгоды, закроют глаза на его неудачу. Но тогда в ущерб принятию эффективного законодательства в центре всего окажутся политические интриги. И даже если Путин даст четко понять, что независимо от состава Думы он не будет пытаться увеличить срок своего правления, которое должно окончится в 2008 году, а вместо этого в китайском духе выберет себе лояльного наследника, политиканский шум будет звучать громче, чем что-либо, действительно имеющее значение.

Однако провал кремлевских сил на выборах не обязательно будет означать, что Путину придется уйти в отставку после двух сроков правления. Новую Думу, если она изначально придется Путину не по вкусу, все равно можно будет подчинить желаниям Кремля. Оппозиция, типичный пример которой - Коммунистическая партия и так называемые либеральные демократы во главе с Владимиром Жириновским, слишком очарованы атрибутами нынешней власти, чтобы рисковать потерей благоволения и вступить в конфликт с Кремлем.

Опасности, которыми чревато усиление авторитаризма, понятны. Растущий правительственный контроль над СМИ и предвыборным процессом, продолжающаяся война в Чечне, наступление на крупный бизнес и гипертрофированная роль бывших офицеров безопасности - это лишь часть ярких примеров последних дней. Избирателям следует хорошенько задуматься: стоит ли жертвовать тем, что в России считается демократией, в обмен на усиление авторитарного правления.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru