Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 сентября 2005 г.

Кристофер Уолкер | International Herald Tribune

Российская проблема преемника

Когда европейские лидеры встретятся с президентом Владимиром Путиным в Лондоне 4 октября, они должны убедить его решить российскую "проблему 2008" - остающийся открытым вопрос о том, найдет ли Путин способ остаться у власти после 2008 года, которым конституция ограничивает его срок.

Вопрос стал предметом горячих споров в московских политических кругах в немалой степени потому, что сам Путин ничего не делает для прекращения слухов о том, что он, возможно, не прочь продлить свое президентство.

Во вторник, отвечая в прямом эфире телевидения на вопросы россиян, Путин снова уклончиво говорил о своих планах после выборов 2008 года, заявив, что он не будет менять конституцию, но так и не сказав, что уйдет. После передачи он сказал российским журналистам, что интрига должна оставаться.

Решение Москвы по этому вопросу имеет значение как для самой России, так и для других стран. Причина в том, что слабой стороной системы управления в бывшем СССР было отсутствие надежного и демократичного механизма преемственности. После 1991 года мало кто из президентов постсоветских стран добровольно уходил со своего поста.

Смена президентов в странах бывшего СССР вращается вокруг продления сроков пребывания у власти действующих глав государств путем небезупречных референдумов или контролируемых выборов. Поскольку многие давние лидеры в регионе достигли преклонного возраста, вопрос о преемственности становится еще актуальнее.

Российские выборы 2008 года важны, но, помимо, них на территории бывшего СССР на 2005-2006 годы запланировано еще десять выборных кампаний. Особого внимания заслуживают парламентские выборы в Азербайджане в ноябре и выборы президента Казахстана в декабре.

Кремль, со своей стороны, минимизирует возможность сценария с осмысленной политической конкуренцией.

В июне нынешнего года бывший премьер-министр Михаил Касьянов дал понять, что, возможно, будет баллотироваться в президенты в 2008 году. Спустя несколько недель прокуратура заинтересовалась фактом, что Касьянов, занимая пост премьера, купил у государства дом, заплатив за него менее 2% рыночной стоимости. Расследование фактически сняло кандидатуру Касьянова с повестки дня.

В мае суд в Москве приговорил миллиардера Михаила Ходорковского к девяти годам тюрьмы за мошенничество и неуплату налогов. Государство пошло в наступление вскоре после того, как Ходорковский начал активно участвовать в политике на стороне путинской оппозиции.

Все это происходит в рамках очень ограниченного политического контекста: например, национальное телевидение не предлагает серьезного анализа действий российской власти и критики в ее адрес. На протяжении пяти лет вытесняя на обочину независимые организации, Путин и его окружение ликвидировали реальную конкуренцию.

Сам Путин пришел к власти путем ее целенаправленной передачи. Борис Ельцин ушел в отставку в 1999 году, за полгода до окончания законного срока, чтобы обеспечить избрание выбранного им преемника. В рамках этой договоренности Путин подписал указ, дающий Ельцину и его семье иммунитет от преследований за передел собственности и насильственные действия в отношении парламента.

Другие действующие руководители, от Белоруссии до Азербайджана и Узбекистана, используют аналогичный метод, не выпуская государственные ресурсы и власть за пределы круга своих родственников и политических партнеров.

Печально то, что модель "пожизненного лидера" не умерла вместе с Советским Союзом. Государства, возникшие на территории СССР, унаследовали одну из худших черт плохой системы.

В период, когда Россия и другие постсоветские правительства должны направить энергию на насущные экономические и социальные реформы, правящие элиты тратят львиную долю своего времени на непродуктивные попытки сохранить бесконтрольную власть.

Стремление действующих руководителей остаться у власти неудивительно. Однако оно тормозит политическое развитие их стран.

Решение Путина и его соратников по поводу преемственности определит политический курс России во втором десятилетии XXI века. Кремлевский гамбит по сохранению Путина у власти после 2008 года путем изменения конституции станет для автократов на российских окраинах сигналом, что сохранять демократический облик необязательно.

Демократии Европейского союза вместе с США должны убедить Путина сойти с политической сцены в 2008 году, гарантировав россиянам свободные и честные выборы, а также необходимую возможность демократической ротации власти.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru