Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 августа 2005 г.

Себастьян Смит | New York Newsday

Разжигание русской революции

Голоса диссидентов, протестующих против президента Путина, звучат достаточно громко, чтобы быть услышанными властью.

Учитывая, что 39 из его последователей сидят в клетках подсудимых в московских судах, можно было бы ожидать, что объявляющий себя российским революционером Эдуард Лимонов признает поражение.

Тремя неделями ранее ОМОН применил силу для выполнения ордера о выселении из штаба Национал-большевистской партии (НБП), молодежного движения, завоевавшего себе последователей таким трюками, как бросание яиц в политиков и публичное вывешивание антиправительственных плакатов. В ходе самостоятельного процесса суд недавно признал незаконным это движение, представляющее собой эклектическую смесь из ультранационализма и либерализма. Когда Верховный суд отменил это решение, прокуратура немедленно подала апелляцию.

Сейчас продолжается другой судебный процесс, начавшийся в середине июля. Тридцать девять молодых членов партии, известные как нацболы, рискуют получить тюремные сроки длительностью до восьми лет за то, что они в декабре на короткое время оккупировали общественную приемную Кремля.

Атака на НБП, как считают наблюдатели, является знаком того, что российская политическая элита все больше обеспокоена тем, что маргинальные группы, такие как нацболы, могут представлять угрозу для жесткого правления Владимира Путина, или "управляемой демократии", как называет его Кремль.

Помимо НБП, есть еще коммунистическая партия, прозападные либералы и движения, обслуживающие специальные интересы, начиная от движений пенсионеров против капитализма и заканчивая движениями молодежи против службы в армии. Они представляют собой разнородный сброд, имеющий ограниченный доступ к СМИ, зато отличаются энергичностью и объединены желанием увидеть, как Путин уйдет из власти. Мирные свержения сохранившихся со старых времен режимов в бывших советских Грузии, на Украине и в Киргизии, произошедшие в последнее время, подали им надежду.

Готовы к борьбе

Лидер национал-большевиков, определенно, находится в боевом расположении духа.

"Мы - авангард революции, - заявил Лимонов, писатель, относящийся к контркультуре, в перерыве между слушаниями суда. - Я думаю, нам удастся сломить стены этого ужасного государства".

В зале суда молодые активисты поприветствовали его через прутья клетки принятым у них жестом со сжатым кулаком.

На первый взгляд, Путину не о чем беспокоиться, и Лимонов не исключение. В парламенте доминирует партия, лояльная правительству, региональные губернаторы больше не избираются прямым голосованием, телевидение контролируется государством, а обширный силовой аппарат разрастается.

Согласно требованиям конституции, Путин должен уйти с поста президента в 2008 году, но некоторые думают, что он ищет способ удержать власть.

Большинство аналитиков полагают, что он будет действовать в соответствии с конституцией, но только убедившись, что выбранному им преемнику не будет угрожать сильная оппозиция.

В результате судебного процесса, рассматриваемого многими как наказание за политическую деятельность, глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский этим летом был приговорен к 9 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов и мошенничество.

Затем было начато подозрительное своей избирательностью расследование, направленное против потенциального кандидата в президенты и бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, которого обвиняют в незаконном приобретении государственной дачи.

Великий шахматист Гарри Каспаров неоднократно подвергался запретительным санкциям со стороны местных властей во время недавнего турне по югу России, когда он пытался установить контакт с простыми избирателями. Каспаров возглавляет "Комитет-2008", ведущий кампанию за обеспечение справедливых президентских выборов.

Однако чем плотнее Кремль закрывает крышку, тем сильнее бурлит оппозиция.

Один из самых неожиданных ударов власти в прошлом месяце нанесли в форме голодовки обладатели высочайшей военной почести в стране - званий Героя России и Героя Советского Союза. Гнев ветеранов был вызван планом правительства модернизировать экономику за счет перехода с социальных льгот, получаемых автоматически, типа бесплатного проезда, на денежные выплаты.

В январе эта же причина заставила выйти на улицы десятки тысяч пенсионеров, но акция протеста носящих звание Героя вызвала большее удивление, так как ветераны войны, мягко говоря, не являются типичным примером диссидентов.

В июле девять ветеранов присоединились к голодовке, некоторые из них голодали несколько дней, другие - несколько недель. Сорокавосьмилетний Валерий Бурков, полковник ВВС, потерявший обе ноги во время военных действий в Афганистане, сказал, что спор из-за льгот - это только верхушка глубокого недовольства авторитарным правлением.

"Они думают только о себе, а не об обществе, - говорит он, лежа на матрасе, проведя 17 дней на одной воде. - Мы должны сделать все, чтобы снять такое правительство".

Как это обычно бывает с антипутинскими протестами, телевидение практически полностью проигнорировало эту голодовку. О ней сообщали многие газеты, но значение печатных изданий в России невелико.

Правительство отвечает

Тем не менее, есть некоторые признаки того, что Кремль ощущает на себе давление. Одним из свидетельств этого стало создание в этом году движения "Наши", молодежной организации, идея которой очевидно созрела внутри Кремля. Ее цель - противопоставить что-то поддерживаемым Западом студенческим движениям, оказавшимся в центре грузинской "революции роз" и украинской "оранжевой революции".

Заручившись мощным финансированием и поддержкой на высоком уровне, "Наши" пытаются завербовать молодых людей, прежде чем они примкнут к оппозиции. В летнем лагере, впечатляющим своим оснащением, 3 тысячи молодых людей в возрасте от 17 до 21 года из разных регионов России слушали антизападные лекции и отдыхали под звуки патриотической музыки советских времен.

"Ваша задача - защищать конституционный порядок", - сказал им высокопоставленный кремлевский советник Глеб Павловский.

Само название "Наши" иллюстрирует, где проходят линии раздела в российском обществе накануне выборов 2008 года.

Возможность насилия никогда нельзя исключать в России, учитывая историю массовых репрессий и страшную проблему терроризма в связи с войной в Чечне.

Борис Немцов, один из многочисленных либеральных лидеров 1990-х, потерявших парламентские места, говорит, что политические волнения возможны, но не в таком мирном ключе, как это было на Украине.

"В России существует огромная межэтническая ненависть и классовая ненависть - я имею в виду ненависть к богатым людям, - которые подогреваются официальной пропагандой, - сказал он недавно в интервью финансируемой США радиостанции "Радио Свобода", - поэтому у нас невозможна "бархатная" революция, как в Грузии или на Украине".

Лимонов, который с 2001 по 2003 год находился в тюрьме по обвинению в терроризме и подготовке вооруженного восстания в Казахстане (он утверждает, что эти обвинения были сфабрикованы по политическим причинам), согласен с ним. "Революция в России не может быть бескровной, - говорит он. - Я думаю, что власти будут сопротивляться".

Источник: New York Newsday


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru