30 января 2003 г.

Кирилл Ванлерберге | Le Figaro

Гигантское умирающее солнце грозит поглотить планету HD 47536b

Планете HD 47536b жить осталось недолго. Меньше, чем через несколько десятков миллионов лет она будет испепелена гигантской умирающей звездой, вокруг которой она вращается. Эта новая планета за пределами Солнечной системы, находящаяся на расстоянии 396 световых лет от Земли и только что обнаруженная одним из телескопов ЕЮО (Европейской южной обсерваторией) в Ла Силье (Чили), показывает, что произойдет с Землей через несколько миллиардов лет.

"Наши наблюдения позволили нам посмотреть на очень старую планетную систему, в центре которой находится умирающая гигантская красная звезда", ? рассказывает американский астроном Арти Хатзес, член исследовательской группы и директор Таутенбургской обсерватории близ Иены (Германия).

Планета, которую непосредственно наблюдать еще не удавалось и которая была обнаружена благодаря вызванным ею пертурбациям на упомянутой звезде, несомненно, является газовым гигантом наподобие Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна ? планет нашей Солнечной системы.

Имея массу, в 5?10 раз превосходящую массу Юпитера, она действительно заслуживает того, чтобы называться гигантом. Она совершает свой оборот за 712 дней, то есть немногим менее чем за два земных года. Но новизна открытия состоит в ее звезде, которая также является гигантом. HD 47536 ? это огромное красное солнце диаметром в 33 млн километров. Это самая крупная звезда, вокруг которой когда-либо была обнаружена планета. В прошлом эта гигантская звезда была еще тяжелее, но меньше по размерам. По мере выгорания водорода во внешних слоях звезды эти слои все больше отдаляются от ее ядра. В настоящее время звезда еще продолжает увеличиваться таким образом. Через несколько миллионов лет температура станет таковой, что планета HD 47536b потеряет все свои газовые слои и будет сожжена звездными ветрами. Нашу Землю постигнет та же участь, но это произойдет лишь через несколько миллиардов лет, так как наше Солнце меньше по размеру и гораздо медленнее сжигает свой водород.

Эта последняя планета - приятный сюрприз для исследователей, так как большинство экзопланет (планет, находящихся за пределами нашей Солнечной системы) вращается вокруг средних звезд, по размерам и температуре похожих на Солнце. Это, однако, не означает, что планеты могут существовать лишь вокруг небольших звезд. Просто до сих пор техники детекции позволяла астрономам открывать звезды, не слишком горячие и не слишком тяжелые. "Теперь охота за планетами будет вестись вблизи более крупных звезд", ? с энтузиазмом говорит Лука Пасквини, астроном ЕЮО, работающий в Гархинге (Германия). Возможно, вокруг какой-нибудь из 70 гигантских звезд, за которыми наблюдают европейские астрономы, скрываются и другие планеты.

Источник: Le Figaro