30 июля 2008 г.

Люк Гардинг | The Guardian

Попытка России осуществить рекордное погружение обернулась насмешкой

Исследователи были вынуждены радикально пересмотреть свои заявления о байкальской экспедиции. В 1990-х годах другая экспедиция погрузилась в этом сибирском озере глубже

План состоял в том, чтобы бесстрашно достичь мест, где еще не бывал человек. Но самая свежая патриотическая экспедиция России на дно глубочайшего в мире озера вчера привела к унизительному замешательству: группе ученых пришлось поневоле отказаться от претензий на то, что они поставили новый рекорд погружения.

Российские исследователи, используя два глубоководных аппарата, достигли дна крупного озера Байкал в Сибири - одного из последних относительно неизведанных уголков девственной природы на Земле. Команда объявила, что погрузилась на рекордную глубину - 1680 метров.

Однако после всплытия исследователи признали, что два аппарата - "Мир-1" и "Мир-2" - погрузились не так глубоко, как они ранее надеялись. По уточненным данным, аппараты опустились на глубину 1580 и 1592 метров соответственно.

Озеро Байкал, образовавшееся 25-30 млн лет назад, содержит примерно 20% мировых запасов пресной воды, находящейся в жидком состоянии. Другая научная экспедиция в 1990-е году установила, что глубина Байкала - 1637 м.

Байкал - это уникальная экосистема. Помимо рыб и другой пресноводной флоры и фауны, не обнаруженной более нигде на планете, там обитает редкий вид нерп - один из трех известных видов пресноводных тюленей.

Однако, по словам российских экспертов, маловероятно, что ученые обнаружат на дне озера новые или экзотические виды живых существ - они предпочтут преподнести погружение как новейший пример возрождения России.

"Мы отправились в глубины озера Байкал, чтобы выяснить, что собой представляет озеро, - сказал вчера в интервью Guardian доктор Юлдуз Халиуллин, заместитель директора Института океанологии (Москва). - Оно интересует нас с химической и биологической точки зрения".

В то же время он добавил: "Безусловно, погружение также является чем-то вроде рекламы российского правительства и нашей науки. Кроме того, мы пытаемся привлечь внимание к озеру и к необходимости его уберечь".

На вопрос, возможно ли, что ученые обнаружат новый вид рыб или каких-нибудь интересных креветок, Халиуллин ответил: "Не думаю, что они сделают какие-то экстраординарные открытия. Но, по некоторым признакам, мы можем найти водород в газообразной форме".

Миниатюрные подводные лодки, использованные при вчерашнем погружении, которое не побило рекордов, - те же самые подводные аппараты, с помощью которых Россия в прошлом году водрузила флаг на дне Северного Ледовитого океана.

Прошлогодняя экспедиция навлекла на себя критику со стороны западных стран, обвинивших Россию в попытке прибрать к рукам Арктику. Исследователь-ветеран, возглавлявший экспедицию к Северному полюсу, - Артур Чилингаров, депутат парламента от прокремлевской фракции, - руководил и погружениями на Байкале.

Вчера вечером Чилингаров сказал, что аппараты и не намеревались побить какие-либо рекорды. Он признал, что они погрузились на глубину 1580 метров, а не 1680 метров, как прозвучало в первом сообщении. "Они прошли над дном 3,5 мили. Дно совершенно плоское. Нет впадин, куда они могли бы погрузиться", - пояснил он.

Аппараты погрузились в неспокойные воды Байкала вчера, сразу, как только рассвело. Когда они пропали из виду, Чилингаров и другие ученые наблюдали за происходящим из штаба экспедиции на специальной платформе неподалеку, недалеко от гористого острова Ольхон. Как ожидается, со вчерашнего дня до конца сентября аппараты совершат от 50 до 60 погружений.

Затем экспедиция вернется на Байкал в будущем году, в начале лета - как только растает лед на озере, имеющем форму полумесяца, которое находится неподалеку от города Иркутск и на небольшом расстоянии от границ с Монголией и Китаем.

Вчера Россию ожидала еще одна обескураживающая новость. По данным американских геологов, в прошлом году Москва водрузила свой флаг на дне Северного Ледовитого океана в неправильном месте. Придонные отложения под Северным полюсом, на которые Россия недавно предъявила претензии, содержат, по-видимому, всего лишь 1,2% запасов нефти в Арктике, общий объем которых оценивается в 90 млрд баррелей.

Источник: The Guardian