30 июня 2003 г.

Дункан Грэхэм-Роув | New Scientist

Благодаря полету стрекозы избежать удара ракеты будет трудно

Удара ракет ПВО новых поколений будет гораздо труднее избежать, так как в системе наведения учтены особенности полета стрекозы. Ракеты будут имитировать тактику, которую использует хищное насекомое, заставляя добычу считать, что оно неподвижно, хотя на самом деле оно к ней приближается.

Насекомые добиваются этого, сохраняя положение между фиксированной точкой ландшафта и добычей. Уже довольно долго существует гипотеза о том, что самцы стрекоз и других летающих насекомых применяют эту тактику в воздушных сражениях, и недавно эта гипотеза нашла подтверждение.

Акико Мизутани и Мандайям Шринивасан из Австралийского национального университета использовали две видеокамеры, чтобы проследить за дерущимися стрекозами, и зафиксировали траектории во время атаки. Они обнаружили, что стрекозы действительно организуют свои воздушные пути таким образом, чтобы казаться неподвижными.

Теперь биологи Эндрю Андерсон и Питер Макоуэн из Лондонского университета показали, что люди могут попадаться на такие же уловки.

Военная игра

Они проверили эту идею, дав ракете в компьютерной военной игре задание следовать данной тактике. Затем игроки пытались сбить ракеты до того, как они попадут в цель.

Андерсон и Макоуэн сравнили показатели таких ракет с показателями ракет-перехватчиков и ракет, ищущих цель по тепловому излучению. Они обнаружили, что первые подбираются к цели намного ближе.

Примечательно то, говорит Андерсон, что компьютерная программа способна вычислить траектории, основываясь только на движении цели, воспринимаемом ракетой. Чтобы "привязаться" к фиксированной точке, не нужны датчики. "Можно научить систему оценивать ее положение в пространстве, не давая ей обзор в 360 градусов", ? считает Андерсон.

Ученые давали своей программе данные, взятые с видеозаписи полета стрекоз, охотящихся за добычей. Шаг за шагом программа все лучше выбирает верный путь. "По сути, это процесс настройки", ? говорит Макоуэн.

Одна за другой

В конце концов программе удалось навести атакующую ракету на основе только относительного движения цели. "Когда программа обучена, она знает, что ей делать", ? добавляет Макоуэн.

По словам Андерсона, наилучшие результаты могут быть получены, если эту тактику применят несколько ракет одновременно. "Если выпустить одну за другой несколько ракет по одной и той же траектории, радиолокационный или инфракрасный прибор обнаружит только первую из них". Цель никогда не узнает, сколько было ракет.

Технологию можно использовать и для обмана тепловых датчиков. Хвостовая часть ракеты может отделиться и взорваться недалеко от цели, создавая выброс инфракрасной радиации. Остальная часть ракеты продолжает движение, но тепловые датчики ее не видят. "Она как бы вылетает с Солнца", ? говорит Андерсон.

По словам Макоуэна, к технологии проявило интерес министерство обороны. Ее можно использовать и в компьютерных играх.

Источник: New Scientist