502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
30 марта 2006 г.

Эдит Креста и Даниэль Бакс | Tageszeitung

Чарльз Тейлор: "Проблема в том, что мы мыслим блоками"

Чарльз Тейлор - канадский политолог и философ. Темой его исследований является философия морали, "западная идентичность" и концепция мультикультурного общества. В интервью немецкому изданию он рассматривает вопросы интеграции приезжих в западное общество, сосуществования мусульман и носителей христианской культуры, происхождение ксенофобии и исламофобии европейцев, сделавших возможными недавние волнения в пригородах Парижа, "карикатурную войну" и проблему терроризма

- Господин Тейлор, вас считают приверженцем мультикультурализма. А вы знаете, что в нашей стране это понятие носит скорее негативный характер?

- Да, как и во многих других странах. Вообще, понятие "мультикультурализма" в Германии и Франции отличается, например, от того, что под этим подразумевают в Великобритании, Канаде или США. И поэтому практически невозможно сравнивать понятия "мультикультурализма", существующие в отдельно взятых странах. Это может привести к недопониманию и заблуждениям.

- Считается, что Канада - пример мультикультурной страны. А что, по-вашему, означает этот термин?

- Во Франции под этим подразумевается гетто: этого я не хочу. В Канаде, наоборот, мультикультурализм подразумевает, что страна открыта для людей из других уголков мира. Понятие "типичного канадца" постоянно меняется. Единой нормы не существует.

- Но в каждом обществе существуют свои традиции и фундаментальные принципы. Во Франции, к примеру, существует строгое разделение Церкви и государства, так называемый лаицизм. Какие принципы сосуществования (членов общества) действуют в Канаде?

- Принципы образуют Уголовный кодекс и Конституция, а кроме того, два государственных языка: английский и французский. Этим, однако, все и ограничивается. Речь не идет о какой-то "главенствующей культуре".

- В Германии идут дебаты о тесте на получение гражданства. А как становятся гражданами Канады?

- Существует два способа: можно попасть в страну в качестве беженца или при выполнении определенных условий - человек говорит на одном из государственных языков и владеет профессией.

- Иммиграция de luxe?

- Нам повезло больше, чем европейцам, так как у нас приезжие быстрее принимаются обществом. У нас не существует такого феномена, как во французских пригородах, где люди даже во втором и третьем поколении сидят без работы. Истоки проблемы интеграции в Канаде лежат в коренных жителях - инуитах (эскимосах) и индейцах. Они бедны, исключены из общественной жизни, и люди относятся к ним с предрассудками. В остальном же Торонто является, на мой взгляд, самым мультикультурным городом в мире: во многих районах города можно даже встретить вывески на китайском или итальянском языке!

- Считается, что ислам в Европе с трудом поддается интеграции. А как с этим обстоит в Канаде?

- Наши мусульмане принадлежат к среднему классу. То, как живут мусульмане у нас, резко отличается от положения семьи из низов, живущей, к примеру, в Анатолии. Мусульманская семья из среднего класса может быть религиозной, но в силу ее образованности ей ближе западные ценности.

- Однако существуют же культурные различия. Как быть, к примеру, с тем, что девочкам из мусульманских семей не разрешается посещать уроки физкультуры?

- В Квебеке речь шла только о самом переодевании для занятий спортом, которое беспокоило родителей. И тогда сошлись на легкой, просторной одежде, в которой девочки могли посещать занятия. Всегда стоит пытаться найти подобные творческие решения, которые были бы приемлемы для обеих сторон. Длительное развитие направлено на интеграцию: эти люди пришли сюда, потому что хотят здесь жить, и ценят свободу.

- Дают ли повод недавние беспорядки во Франции к дополнительному скепсису?

- Эти беспорядки были связаны с дискриминацией. Многие молодые люди определенного происхождения, с определенным именем, а иногда просто с определенным местом проживания не могут найти работу. Одна из движущих сил подобной дискриминации - это недоверие к исламу. Это недоверие приводит к тому, что все попытки интеграции бесполезны.

- В Германии опасаются консервативных взглядов мусульман, к примеру, в таких вопросах, как гомосексуализм.

- Конечно, существуют мусульмане, резко негативно настроенные против гомосексуализма, но уже давно не все придерживаются столь жесткой позиции. Подобные конфликты урегулируются, когда в одной лодке окажется большинство с меньшинством.

Бесполезно пытаться объявить опасной всю мусульманскую культуру. Нужно пытаться найти компромисс с теми, кто открыт для этого. Мусульмане не являются однородным сообществом, единым блоком. И поэтому нельзя относиться к ним как к чему-то однообразному. Иначе они действительно замкнутся в своем единстве. А этого не должно произойти.

- Этого еще не произошло?

- Этот вид мышления блоками похож на проповедь о самоудовлетворении. Нам кажется, что мы блоком не являемся, но думаем, что другие являются. При этом мы не знаем, как мыслит большинство мусульман.

- Что означает "культура признания" в случае со скандалом вокруг известной карикатуры? Для нас такие карикатуры не были нарушением табу. Как обращаться в мультикультурном обществе с чуждыми нам табу?

- Нужно пытаться получить как можно больше информации. Есть вещи, которые шокируют даже самых либерально настроенных христиан или сексистски настроенных женщин. Мы избегаем этого, так как легко находим общий язык друг с другом. Для мусульман же важны другие вещи.

- Вы не считаете, что в задачу государства входит определить в этом вопросе границы - с помощью законов о разжигании межнациональной вражды или богохульстве?

- Нет, я думаю, в этом вопросе государство не имеет решающего слова. В этой связи я не могу представить себе внятных законов.

- А кто, в таком случае, определяет, что является святым и неприкосновенным для мусульман? Должны ли мы всегда прислушиваться к самому консервативному мнению?

- Все, что нам нужно, это более чутко реагировать и воспринимать такие моменты. Мультикультурализм предполагает возможность учиться друг у друга и наличие определенного чутья относительно того, насколько далеко можно зайти в тех или иных вопросах. Нужно всегда идти на шаг вперед, чтобы выяснить границы допустимого.

- Означает ли мультикультурализм безграничную терпимость ко всему?

- Нет. Определенные вещи должны быть вынесены за границы терпимости: к примеру, что касается обрезания женщин.

- А как же свадьба по принуждению?

- Это против наших законов. Но, с другой стороны, трудно сказать, что конкретно имеется в виду. В Канаде, в индийском сообществе, тоже существует подобная традиция. Но это осуществляется на таком высоком социокультурном уровне, что речь не идет о насильственном принуждении. А если произойдет дальнейшая интеграция, следующее поколение постепенно отступит от этой традиции.

- Вы оптимист. В Германии случается, что даже последующие поколения делают шаг назад.

- Ясно одно: открытое общество нуждается в терпении. Шаги назад происходят в том обществе, где эмигранты чувствуют себя отторгнутыми. Чем больше терпения к приезжим, тем меньше экстремизма.

- Есть и обратные примеры.

- Они есть всегда. Я с ужасом вспоминаю тех молодых британцев, выходцев из среднего класса, которые подложили бомбы в лондонской подземке. Я видел репортаж об одном из преступников, который транслировал канал BBC. Молодой человек говорил с британским акцентом, работал учителем и имел семью. В этом случае речь идет о проблеме с идентификацией личности.

- А не представляют ли эти проблемы с идентификацией личности большой опасности?

- Да, так как мы живем в мире, где акции личного террора могут возноситься как героическое самопожертвование. Чего мы должны опасаться, так это войны цивилизаций, к которой подстрекают такие люди, как бен Ладен. Он ловит в свои сети запутавшихся молодых людей, которые как губки впитывают его идеи и совершают потом во имя этого страшные поступки. Этот вид межнационального конфликта не имеет ничего общего с тем, что чувствует большинство мусульман. Это глобальная война, объявленная сравнительно небольшой группой людей и подхваченная СМИ. Но это не означает, что большинство мусульман ее поддерживают.

- После каждого террористического акта, будь то убийство Ван Гога или взрывы в Лондоне, мультикультурные ценности в Европе ставятся под сомнение. В США даже после событий 11 сентября этого не произошло. Почему?

- Американцы чувствуют опасность, исходящую от "внешних" мусульман. Большинство мусульман, проживающих на территории США, чувствуют себя почти стопроцентными американцами, а Буш приглашает духовных лидеров ислама к себе в Белый дом. Среди населения, однако, все же существуют некоторые предубеждения против мусульман. Но мусульмане в США образованны. И поэтому там не существует такой позиции: они бедные и отделены от американского общества.

- Такая позиция существует по отношению к испаноговорящему населению. Хантингтон в своей последней книге "Who we are" ("Кто мы") опасается их больше, чем мусульман!

- Да, он боится бедности. По его мнению, только англо-протестантская культура может удержать политическое единство страны.

- А в чем различие между вашими взглядами и позицией Самуэля Хантингтона? Вы оба делаете ставку на ассимиляцию эмигрантов.

- Да, но я считаю, что культуры постоянно меняются и обогащаются. Конечно, существует ассимиляция, но она приносит с собой и изменения. Я не говорю, что через 50 лет в Америке не будут говорить по-английски. Но испанский язык тоже займет не последнее место.

- А как дело обстоит с политической системой? Западные либералы в Европе были бы шокированы, если на наше право влияли бы законы исламского шариата!

- Это маловероятно. Политическая система США, несмотря на приток эмигрантов, не менялась со времен отмены рабства. Но что изменяется, так это политическая культура - вид политической организации и партий. В Латинской Америке, к примеру, они другие.

Источник: Tageszeitung


facebook
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru
                                                                                                                                                                                                                                               
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx