Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 мая 2001 г.

Джордж Лумис | International Herald Tribune

Американец, которому хорошо в Москве

Российские культурные учреждения все больше начинают походить на западные своими методами зарабатывать деньги. Магазины сувениров в музеях переполнены товарами. Почти в каждой концертной программке можно увидеть длинный список меценатов и спонсоров, названия которых расположены в соответствии с размерами помощи.

Чаще всего в качестве примера берутся Соединенные Штаты, где традиция государственной поддержки искусства очень слаба. Изобретальность янки приветствуется - если помогает зарабатывать твердую валюту. Но попробуйте представить себе американца, пользующегося авторитетом в крупных российских культурных организациях.

Никто особо не раздумывает, когда какой-нибудь американский оркестр приглашает дирижеров, получивших образование в Советском Союзе, таких как Юрий Темирканов, в Балтимор, Марисс Янсонс или Питтсбург. Но российские оркестры, за одним существенным исключением, не выказывают ни малейшей склонности брать в качестве руководителя иностранца.

Исключение - престижный Московский Камерный оркестр, который десять лет назад пригласил в качестве музыкального руководителя американского пианиста Константина Орбеляна. Оказалось, что решение было очень разумным. В ходе последнего сложного десятилетия Орбеляну удалось поддерживать художественные стандарты оркестра и его имидж на высоком уровне. Кроме того, он принес с собой новые экономические возможности для исполнителей - гастроли и записи.

После продолжительного гастрольного сезона оркестр проводит большую часть мая в Москве - дает концерты, делает записи, готовится к ежегодному Международному музыкальному фестивалю "Дворцы Санкт-Петербурга", где этот коллектив является художественным лидером. Орбелян пригласил нас в свою квартиру в московском Доме композиторов, чтобы рассказать о своей карьере и оркестре.

Быстро выясняется, что он - не обычный американец. Орбелян родился в Сан-Франциско, но, благодаря семейному наследству и музыкальному образованию, он, вне всяких сомнений, стал русским. Это заметно, если посмотреть на его импозантные манеры, темные глаза и бороду, хотя в разговоре он - самый что ни на есть общительный американец.

Орбелян рассказывает о том, что его отец, армянин, и мать, украинка, познакомились в американском лагере для беженцев после Второй мировой войны и решили не возвращаться в Советский Союз, а переселиться в Калифорнию. "Мой отец начал работать сантехником в универмаге в Сан-Франциско и ушел на пенсию, будучи одним из руководителей компании, - рассказывает Орбелян. - Дома мы всегда говорили по-русски. Вначале я думал, что английский - это язык, которым дети пользуются только в школе".

Благосостояние семьи Орбеляна росло благодаря, в частности, мудрым инвестициям в недвижимость. Их дом стал аванпостом российской культуры. "У нас бывали все - Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Ростропович, Вишневская".

"Дошло до того, что в 1968 г. в советской газете "Известия" была опубликована статья, в которой моего отца назвали агентом ЦРУ, подталкивающим исполнителей к дезертирству".

В то время Орбеляну было 12 лет, и он уже сам достаточно много выступал. Первый концерт он дал в пятилетнем возрасте. В одиннадцать лет он выступил вместе с Сифоническим оркестром Сан-Франциско. Его связи с Россией укрепились благодаря учителям - сначала Александру Либерману, потом Наде Райзенберг и Нине Светлановой в музыкальной школе Жуяр.

В восьмидесятые, на пике своей славы Орбелян давал по 90 концертов за сезон. В 1989 г. он приехал на гастроли в Советский Союз, где дал 20 концертов. В 1990 г. он впервые выступил с Московским Камерным оркестром. На следующий год умер дирижер этого коллектива, и американцу предложили занять должность музыкального руководителя.

"Я не мог отказаться, несмотря даже на то, что практически не имел дирижерского опыта, если не считать того, что я иногда дирижировал, сидя за роялем, - говорит Орбелян. - Я подумал, что работа с этим изумительным оркестром будет настоящим прорывом не только для меня, но и для американских музыкантов в целом".

"Первые шесть месяцев я просто сидел на репетициях - музыканты научились, работать самостоятельно, оставшись без дирижера в 1976 г., когда Баршай эмигрировал в Израиль".

Этот оркестр был создан в 1956 г. Рудольфом Баршаем и сделал большое количество записей, которые высоко ценятся западными коллекционерами. В настоящее время коллектив снова занялся активной звукозаписывающей деятельностью.

Орбелян говорит, что "сейчас в области записи классической музыки почти ничего не происходит", поэтому Sony попросила оркестр сделать диск с записью лучших произведений русских композиторов, чтобы продемонстрировать новую технологию звукозаписи, разработанную Sony и Phillips. "Диск будет называться "Russian Spectacular", для других наших записей мы тоже пользуемся этой технологией", - сказал он.

Значительную часть репертуара оркестра отдается опере. "Мы работаем с некоторыми из лучших российских молодых певцов, - рассказывает Орбелян. - Это огромная удача - найти этих людей, привезти их в Соединенные Штаты и представить их на дисках".

По словам Орбеляна, их работа над записью Ольги Гуряковой, сопрано, исполняющей русские арии и романсы, совпала по времени с ее мартовским дебютом в Метрополитен Опера, и что в июле оркестр будет записывать первый диск с баритоном Дмитрием Хворстовским.

Орбелян считает, что записи - типичный пример воможностей, которые есть у музыкантов в России. "Здесь можно сделать все, что угодно, если постараться. Я чувствую творческую свободу. Ничто не вынуждает меня делать то, что мне не нравится. В моем оркестре работают невероятно преданные музыканты. У нас нет профсоюзов и регламентированного рабочего дня. Наши звукозаписывающие сессии проходят поздно ночью, потому что именно в это время мы можем пользоваться Большим залом Московской консерватории".

Поскольку этот оркестр получает финансовую помощь от государства, может сложиться впечатление, что экономические усилия Орбеляна - вопрос вторичный. Музыканты получают официальную зарплату от федерального правительства, но это всего 900 рублей в месяц. "Я получаю точно такую же зарплату, - говорит Орбелян. - Но это лишь лишний стимул для творчества".

"Мы даем больше гастролей, чем любой другой российский оркестр, хотя Кировский театр тоже много гастролирует".

Осенью и весной оркестр давал концерты в Соединенных Штатах, в том числе в Карнеги Холл. "Оркестр любит гастролировать, но неприятно то, что нам приходится тратить примерно $1000 на музыканта, чтобы получить $200 чистыми. А правительство настаивает на том, чтобы цены на наши концерты в России были доступными. Абонемент на четыре концерта стоит около $9".

Однако концерты в России, особенно на июньском, уже девятом по счету фестивале "Дворцы Санкт-Петербурга" приносят если не деньги, то славу. Фестиваль был создан Орбеляном и его женой, скрипачкой Марией Сафарянц, проживающей в Санкт-Петербурге с семилетним сыном и являющейся директором фестиваля.

Одними из главных событий этого году будет выступление Михаила Симоняна, сенсационного пятнадцатилетнего скрипача, и концерты в честь композиторов Симарозы и Беллини. Концерты проходят в роскошной обстановке дворца Петра Великого на морском берегу в Петергофе, в Царском селе, любимом месте Екатерины Великой, а также в Юсуповском дворце и Эрмитаже.

Может быть это лишь иллюзия, но слушая музыку в таких местах, начинаешь верить в оптимистическое отношение Орбеляна к России. "Ситуация здесь обязательно улучшится, - убежден он. - Эта страна просто слишком богата".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru