Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 ноября 2000 г.

Андреас Рюэш | Neue Zürcher Zeitung

Чечня - открытая рана России

?Что такое террор? Я считаю, что террор - это когда переодетые российские солдаты приезжают в чеченскую деревню и увозят жителей?. Шамиль Бено, руководитель московского представительства чеченской администрации, не спорит, что террористы и бандиты существуют и среди его народа. По его мнению, с людьми, подобными Басаеву и Хаттабу, бороться можно только одним способом - выдворять из страны или убивать. Однако сейчас Бено в первую очередь обеспокоен бедственным положением своего собственного народа и действиями российских военных. По его данным, за год ведения военных действий в Чечне исчезло более 2000 человек, главным образом, после арестов на российских блокпостах или во время так называемых ?зачисток?, проводимых российскими спецподразделениями в чеченских населенных пунктах. До сих пор Москва не сумела создать в Чечне эффективную систему правосудия, которая заслужила бы такое название, поэтому исчезнувшие люди, как правило, оказывались жертвами произвола российских военных. По свидетельствам многих чеченцев, освободиться можно, только заплатив большой выкуп.

В недавно отремонтированном офисе в центре Москвы Шамиль Бено может открыто говорить об этой проблеме, и это только один из парадоксов этой войны. Ведь было бы логично предположить, что, Бено, будучи представителем назначенной Путиным чеченской администрации, должен поддерживать линию Кремля. Однако из его уст не услышишь никакой пропаганды в официальном стиле, вместо этого он рассказывает, как российские военные мешают работе гражданской администрации Чечни.

Примечательна и биография самого Бено. В начале 90-х гг. очень короткое время он занимал пост ?министра иностранных дел? при президенте самопровозглашенной республики Ичкерия Джохаре Дудаеве. От идеи независимости своей республики Бено не отказался, однако теперь важнее всего для него безопасность и выживание чеченского народа. Четыре прямых предка Бено погибли от руки русских, начиная с прадеда, убитого во время восстания 1832 г. Однако, как считает Бено, безопасность в Чечне наступит только, когда в России необратимым станет процесс демократизации. А до тех пор лучше не разжигать напрасно шовинизма русских, тем более что имперское мышление глубоко засело в их головах.

В хоре голосов российской общественности редко можно услышать умеренные реплики, критикующие экстремизм в проявлении обеих враждующих сторон. Официальная линия Москвы продолжает формироваться высшими руководителями страны, например, маршалом Сергеевым, который недавно, похоже в сотый раз, заявил об ?окончательном повороте? войны в пользу Москвы. Президент Путин тоже, похоже, думает лишь о военном решении конфликта, несмотря на то, что до сих пор использование военной силы не принесло никакой стабильности на Северном Кавказе, ничего, кроме людских страданий и разрушений. Спустя год после ввода войск в Чечню Москва все еще не контролирует ситуацию в республике.

Крупномасштабные военные действия завершены, однако не проходит и дня, чтобы российские военнослужащие не оказались жертвой нападения или теракта. В конце октября в одном сельском кафе взорвалась бомба. Погибли пять российских военнослужащих и трое работников кафе. Неделю спустя в чеченской столице разгорелось настоящее сражение между российскими солдатами и чеченскими повстанцами, которых в Грозном все еще очень много. Недавно, по сообщениям Интерфакса, неизвестный застрелил двух российских военнослужащих: одного у почтампта, другого на рынке. Русские должны чувствовать себя очень неуверенно в ?шкуре? завоевателей.

В постоянном страхе живут и руководители пророссийского переходного правительства. В глазах боевиков они предатели и коллаборационисты, убийство которых оправдано законам шариата. Только в этом месяце партизаны ?казнили? двух представителей местной власти. В большой опасности находится сам глава чеченской администрации Кадыров, личный враг чеченских исламистов. Опасаясь за свою жизнь, Кадыров отказался перенести свою резиденцию из Гудермеса, где он может опереться на сторонников, в столицу - Грозный.

Чеченские партизаны - это альянс из националистов, исламистов, иностранных моджахедов и вооруженных преступных банд. Сложно оценить, насколько их поддерживает мирное население, однако эта поддержка такова, что позволяет им действовать среди бела дня. Российское руководство упустило возможность привлечь на свою сторону местное население. Поначалу многие жители республики надеялись, что новая власть, по меньшей мере, позаботится об установлении порядка и восстановлении экономики в республике, но и это оказалось иллюзией.

Действия российских военных против мирного населения лишь увеличили число сторонников сепаратистов среди мирного населения, утверждает депутат Государственной Думы Александр Кравец, один из лидеров КПРФ. Кравец не является противником военной интервенции, однако критикует темпы восстановления чеченской экономики. Полумерой стала и пропагандистская акция по открытию школ в ?освобожденных? районах Чечни - даже правительство признает, что уже больше трех месяцев чеченские учителя не получают зарплату. О положении в республике можно судить и по недавнему телевизионному выступлению мэра Грозного Беслана Гантамирова. По его словам, чеченская милиция вышла из-под контроля, распавшись на мелкие бандитские группы, занятые вымогательством и грабежами.

В представлении чеченского депутата Асламбека Аслаханова, реальное положение дел еще хуже. Аслаханов разделяет оценку Бено: по его мнению, с начала военных действий в Чечне исчезли несколько тысяч человек. Самой известной жертвой оказался председатель чеченского парламента Алихаджиев, умеренный сторонник независимости республики, не принимавший участия в военных действиях. По данным РИА "Новости?, в мае во время проведения спецоперации он был арестован и отправлен в Россию. Москва оспаривает этот факт, обвиняя в похищении чеченских экстремистов. Аслаханову известен и другой случай, имевший место в Урус-Мартане: в середине октября во время проведения ?зачистки? там были арестованы 82 человека, которых после этого никто не видел. По данным Аслаханова, такие аресты часто происходят без санкции прокуратуры. В подвалах российских спецслужб пленных пытают, уродуют и убивают.

Летом при сомнительных обстоятельствах в республике были проведены выборы, и, к удивлению многих наблюдателей, мандат депутата Государственной Думы достался не кремлевскому ставленнику, а Аслаханову, резкому критику политики Москвы. Бывший генерал милиции очень негативно относится к ?бандитскому государству?, возникшему на территории Чечни после распада Советского Союза, однако одновременно он осуждает и действия российских военных, которых считает оккупантами и ворами. По его мнению, Москва просто предоставила республику на произвол своих военных. Для многих ?антитеррористическая операция? стала выгодным бизнесом: для солдат, которые за каждый боевой день получают государственную надбавку; для ?контрактников?, участвующих в боевых действиях на договорной основе; для высших офицеров, которые по собственному усмотрению могут арестовывать людей и отпускать их за деньги; для жадных до наживы генералов, которые, по словам Аслаханова, машинами вывозят в Россию чеченское добро. Основная проблема, по мнению Аслаханова, в том, что российские военные не видят разницы между криминальными элементами и мирным населением, считая всех чеченцев бандитами. Необходимо налаживать диалог между военными и простым народом, а вместо этого большая часть республики лежит в руинах, и там продолжают гибнуть невинные люди. ?Эта война не только несправедлива и легкомысленна, она объединила разрозненные партизанские банды в борьбе против русских?, - говорит Аслаханов.

Офис Аслаханова расположен всего в нескольких сот метрах от Кремля, однако, создается впечатление, что этот политик на много миль удален от того места, где принимаются решения. Государственные СМИ не дают ему слово, а власти не спешат изучать проблемы, о которых он говорит. Участь Аслаханова разделяет и другой депутат Госдумы, правозащитник Сергей Ковалев. Его резкая критика военных действий в Чечне вызвала весьма скромный отклик в обществе, в отличие от огромного резонанса на его антивоенные выступления во время первой чеченской кампании. Тогда Ковалев, занимавший официальную должность уполномоченного по правам человека, вернувшись из Грозного, просто потряс общественное мнение своими репортажами о разрушительных российских бомбардировках в Чечне.

Однако население продолжает поддерживать военные действия в Чечне - Ковалев считает, что это результат циничного манипулирования общественным мнением. Тем не менее, правозащитник ни минуты не сомневается, что для Путина этот курс бесперспективен. ?Если Москва радикально не изменит свою политику на Северном Кавказе, этот конфликт будет продолжаться не год, не два, а гораздо больше. Партизанскую войну нельзя выиграть военными средствами. Она будет то затухать, то разгораться вновь, но никогда не закончится?, - говорит Ковалев.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru