Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 октября 2003 г.

Ёсио Окубо | Yomiuri

Япония должна добиться повышения своего статуса в ООН

То, что Япония в 2005 году станет временным членом Совета Безопасности ООН, является для страны очень важным событием. Но в связи с этим нам следует подумать и о том, какой должна быть Организация Объединенных Наций с точки зрения национальных интересов Японии.

В минувшую пятницу 53 страны Азии единодушно согласились выдвинуть Японию кандидатом на место временного члена Совета Безопасности на выборах, которые состоятся осенью 2004 года.

Азия имеет два мандата временных членов в СБ, в состав которого входят пять постоянных членов и 10 временных, избираемых на двухлетний срок. В настоящее время временными членами совета от Азии являются Сирия и Пакистан. В 2005 году Пакистан должна заменить Япония.

Чтобы стать временным членом Совета Безопасности, страна должна получить 2/3 голосов на Генеральной Ассамблее, в которую входит 191 страна.

Правительство Японии планирует создать особую целевую группу при министерстве иностранных дел, которая будет вести соответствующую работу с представителями ООН от неазиатских стран, прежде всего Африки и Латинской Америки, чтобы на предстоящих выборах они поддержали кандидатуру Японии.

Финансовый вклад Японии в ООН составляет около 19,5% от общей суммы, таким образом Япония занимает второе место после США с их 22%. Ежегодный взнос Японии превышает объединенный взнос четырех постоянных членов СБ - Великобритании, Франции, Китая и России.

С 1954 г. Япония также расширила свои официальные права на предоставление помощи развивающимся странам. С 2003 г. размеры помощи, которую Япония оказывает 150 странам, преимущественно в регионах Азии, составляют более 800 млрд иен.

Учитывая вклад Японии в бюджет Организации Объединенных Наций и огромные расходы, связанные с финансовыми вложениями Японии в экономику развивающихся стран, официальный представитель министерства иностранных дел выразил уверенность в том, что "у Японии не возникнет трудности с получением необходимого количества голосов на Генеральной Ассамблее и она наверняка получит место временного члена Совета Безопасности".

Начиная с 1998 года такая возможность предоставляется Японии впервые.

С тех пор как Япония в последний раз получала мандат временного члена Совета Безопасности, на международной арене произошло много важных событий. Это и террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., и война в Ираке, и разворачивание Северной Кореей программы по созданию ядерного оружия.

Поскольку в 1999 г. Япония уже не была членом СБ, она не могла принять участие в обсуждениях ключевых вопросов мировой политики и испытывала огромные трудности в получении детальной информации по этим вопросам.

Когда началась война в Ираке, Япония оказалась в особенно трудном положении.

В то время как Совет Безопасности переживал раскол по иракской проблеме, когда на одной стороне оказались США и Англия, а на другой - Германия и Франция, временные члены СБ, представлявшие страны третьего мира, чьи вклады в ООН не превышают 1% бюджета, имели значительно больший вес, чем Япония, при принятии решений по Ираку.

Многие японцы справедливо сетовали на то, что их страна была не способна влиять на решения ООН, несмотря огромные размеры ее финансовых вливаний в эту организацию.

Главным объектом этой критики стало министерство иностранных дел, так как следование резолюциям и курсу ООН является основополагающим принципом работы этого ведомства. Поэтому МИД облегченно вздохнул, после того как стало очевидным, что в скором времени Япония получит мандат временного члена Совета Безопасности.

Как заявили официальные представители министерства, получение мандата СБ позволит смягчать критику относительно чрезмерно высоких вкладов Японии в Организацию Объединенных Наций.

Но это вовсе не означает, что другие проблемы, связанные с деятельностью ООН, будут решены, особенно в отношении того, должна ли будет Япония отказаться от новой доктрины собственной безопасности в угоду ООН. Еще одной проблемой является снижение роли этой организации в решении узловых международных проблем, что наглядно подтвердила война в Ираке.

Самая большая угроза безопасности Японии исходит от Северной Кореи, открыто приступившей к реализации программы создания ядерных баллистических ракет.

Россия и Китай, постоянные члены Совета Безопасности, имеют дружественные отношения с Северной Кореей, хотя и не такие тесные, как это было раньше. Совершенно очевидно, что национальная безопасность Японии не должна всецело зависеть от позиции СБ, где Россия и Китай имеют право вето.

Сейчас в вопросах собственной безопасности Япония должна полагаться не столько на ООН, сколько на союз с Соединенными Штатами.

Поэтому неясно, каким образом будет осуществляться далеко идущая цель министерства иностранных дел провести реформу Совета Безопасности таким образом, что это позволит Японии стать его постоянным членом.

В 2005 году, когда Япония получит мандат временного член Совета Безопасности, будет отмечаться 60-я годовщина создания Организации Объединенных Наций, а 18 декабря 2006 г., еще до истечения двухлетнего срока мандата, Япония отметит 50-ю годовщину со дня вступления в ООН.

Япония должна воспользоваться предоставляемыми ей возможностями и отказаться от своих идеалистических представлений о роли и месте ООН в мировой политике, основанных на пустом лозунге: "Дипломатия - защита интересов ООН". На смену этому лозунгу должна прийти дипломатия, выстраиваемая на основе понимания реальной ситуации, складывающейся вокруг ООН.

Даже при том, что для Японии было бы неплохо получить мандат постоянного члена Совета Безопасности, высший приоритет должен быть отдан усилиям, направленным на упразднение в Уставе ООН тех статей, в которых Япония фигурирует как "бывший противник". От этого негативного наследия Второй мировой войны необходимо избавиться как можно раньше. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1995 г., указывается, что эти статьи будут упразднены во время пересмотра и подготовки новой редакции Устава ООН.

Если просьба Японии исключить статьи Устава, в котором она представлена как "бывший противник" - а по этому поводу не поступило возражений ни от одного члена ООН - не будет удовлетворена, Япония должна заявить о решении приостановить свои финансовые вклады в ООН. Только тогда, когда Устав ООН будет пересмотрен и из него будут удалены все нежелательные для Японии статьи, можно будет говорить и о частичных реформах Совета Безопасности.

Никто не может достичь пика высокой горы, предварительно не покорив более малые вершины.

Источник: Yomiuri


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru