Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 сентября 2002 г.

Юджин Рамер | The Washington Post

США, Россия и иракская нефть

На этой неделе американские и российские нефтяные гиганты приедут в Хьюстон, чтобы принять участие в первом американо-российском коммерческом энергетическом саммите, который даст им возможность заложить основы подлинного глобального энергетического партнерства. В саммите примут участие члены правительств, руководители корпораций, парламентарии и финансисты.

Представители правительства, руководители корпораций и законодатели будут говорить о путях вывода российской нефти на американский и мировой рынки, но им нельзя забывать, что нефть - это стратегическое сырье и что в данный момент у них есть воистину историческая возможность создать партнерские отношения, которые позволят повысить уровень безопасности и стабильности мирового рынка нефти. Это значит, что страны должны обсудить будущее Ирака, природу американских и российских интересов, возможности, которые появятся у американских и российских нефтяников в Ираке после Саддама.

Многие из российских нефтяников, приезжающих в Хьюстон, подписали контракты с правительством Хуссейна. Они настороженно наблюдают за изменениями в иракской политике США. Россияне не хотят лишиться своей доли после свержения режима Хуссейна. Они дали понять, что хотят сидеть за переговорным столом, когда будущие лидеры Ирака будут подписывать новые нефтяные контракты.

В саммите примут участие два министра - Доналд Эванс, министр торговли, и Спенсер Абрахам, министр энергетики, - и много других высокопоставленных представителей американского правительства. Российские нефтяники пытаются выяснить, какую политику США собираются проводить в Ираке. Их интерес к саммиту в Хьюстоне понятен. В последнее время СМИ постоянно обсуждают интересы России в Ираке и много говорят о том, что США должны создать антииракскую коалицию, в которой Россия играла бы ключевую роль.

Для американских политиков саммит станет возможностью привлечь на свою сторону самых влиятельных представителей России, страны, 40% экспорта которой - нефть и газ. Президент Владимир Путин прислушивается к мнению своих нефтяников.

Российские нефтяники очень богаты и влиятельны у себя в стране, но за рубежом они пока не завоевали всеобшего признания и уважения. Их репутация серьезно пострадала в девяностые годы, когда они подешевке скупили многомиллиардные активы с помощью инсайдерских приватизационных сделок. После финансового кризиса 1998 г. страну охватила лихорадка разграбления активов, в результате которой пострадали многие кредиторы нефтяных компаний, как российские, так и зарубежные.

В последние годы российская нефтяная промышленность существенно улучшила свои показатели. Несколько частных компаний повысили свою прозрачность, качество корпоративного управления, эффективность.

Наибольшую активность в деле укрепления запятнанной репутации российского делового сообщества предпринимает ЮКОС, вторая по величине нефтяная компания страны. ЮКОС жертвует средства на благотворительность, стремится расширять свои контакты на "Уолл-Стрит" и в политических кругах Вашингтона. Руководители ЮКОСа, в том числе глава компании Михаил Ходорковский, говорят, что времена дурного российского капитализма остались позади, что новая деловая элита страны готова к долгосрочным партнерским отношениям с США.

Российские нефтяные компании хотят получить доступ к современным технологиям и международным рынкам капитала. Без этого они не могут поддерживать и повышать объемы производства нефти, что очень важно для финансовой стабильности и экономического развития России. И это еще не все. Самые лучшие и умные российские нефтяники стремятся добиться международного признания, чтобы защитить себя от неожиданностей на российской внутриполитической сцене, где, несмотря на десятилетия капиталистических реформ, по-прежнему бродит призрак ренационализации. Такая неопределенность еще многие годы будет фактом российской жизни, а потому главной гарантией для нефтяных магнатов могут быть деловые и политические альянсы за рубежом. Нынешний кризис в Ираке дал россиянам долгожданную возможность: отказавшись поддерживать Хуссейна, они могут получить свою долю иракской нефти, создать партнерские отношения с Вашингтоном.

В последние месяцы напряжение в Персидском заливе возросло. Российские нефтяные бароны несколько раз с беспрецедентной четкостью объяснили, что именно они хотят получить за свое согласие на смену режима в Багдаде. Они не требуют никаких гарантий, а лишь хотят услышать, что Вашингтон готов поддержать их требования. Кроме того, они заинтересованы в создании партнерств с американскими компаниями.

Вне зависимости от того, удастся ли избежать войны в Ираке, российские нефтяные магнаты могут оказать существенную поддержку США, которые хотят изолировать Хуссейна и лишить его поддержки Москвы. Если война в Ираке все-таки начнется, российские нефтяные компании - в сотрудничестве с американскими - помогут заложить основы подлинного американо-российского энергетического партнерства. Ежедневно Россия экспортирует 5 млн баррелей нефти в день. Ирак способен продавать 4 млн баррелей нефти в день. Совместные поставки этих двух государств способны заменить экспорт Саудовской Аравии, добываюшей 8 млн баррелей нефти ежедневно. Российская и иракская нефть могли быть резко повысить уровень стабильности на мировом рынке нефти. Именно поэтому нам следует внимательно наблюдать за тем, что будет происходить в Хьюстоне на этой неделе.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru