Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 сентября 2004 г.

Алан Левин | USA Today

Террористы могут уничтожить американские самолеты, используя спрятанные бомбы

Террористы-смертники, вооруженные спрятанными взрывными устройствами, по весу не более мобильного телефона, могут представлять серьезную угрозу для системы национальной авиации, несмотря на миллиарды, потраченные на укрепление безопасности, считают некоторые конгрессмены и специалисты по безопасности.

Почти одновременные взрывы в воздухе двух российских авиалайнеров 24 августа побудили американское Управление транспортной безопасности рассказать о новом оборудовании и распорядиться по поводу более агрессивного досмотра пассажиров. Но уязвимость остается: надежных способов обнаружить взрывное устройство под одеждой не существует, а огромное большинство сумок, составляющих ручную кладь, не проверяется на наличие взрывчатки.

"Мы очень плохо защищены от смертников, опоясанных взрывчаткой, - говорит Джон Мика, председатель подкомитета Палаты представителей по авиации. - Это возвещает о новой эпохе опасностей для авиационной индустрии".

Спецслужбы не один год пытаются защитить самолеты от взрывов. Взрывы самолетов являются одной из приоритетных целей таких террористических группировок, как "Аль-Каида", которая пыталась уничтожать самолеты с помощью нитроглицерина, налитого во флакон от раствора для контактных линз, и пластиковой взрывчатки, помещенной в ботинок.

Но российские взрывы, по-видимому, осуществленные чеченскими смертницами, вновь вызвали страхи, что решительный террорист может проникнуть сквозь систему американской безопасности. Многие современные взрывчатые вещества почти невозможно обнаружить до тех пор, пока пассажира, проносящего их, не пригласят на дополнительную проверку.

"Повторение того, что произошло в России, в Австралии, Британии или США - вопрос времени", - говорит Крис Йейтс, редактор отдела авиационной безопасности журнала Jane's Transport.

Такое уже случалось

Главным различием между взрывчаткой и таким оружием, как пистолеты и ножи, является возможность их обнаружения. Сканеры и металлоискатели в аэропортах приспособлены для обнаружения металла и оружия, но не взрывчатки. Пластиковая взрывчатка, тротил, нитроглицерин и другие обычные компоненты взрывных устройств обнаруживают приборы, которые ищут следы взрывчатых веществ. Но службы безопасности обычно проводят такой тест лишь в случае, если пассажир вызывает подозрение, например, покупает билет в последний момент.

В ходе теста сотрудники службы безопасности обметают щеткой чемодан, сумку или портативный компьютер. Щетка встроена в прибор размером с компьютер, способный заметить даже очень небольшое количество взрывчатого вещества. Однако этот тест применяется, в основном, к сумкам, а не к людям. А поскольку огромное большинство сумок не проверяется, это ненадежный способ предотвращать проникновение взрывчатки на борт самолета.

Сотрудники генерального инспектора министерства внутренней безопасности в ходе секретного расследования пронесли оружие и взрывчатку через службы безопасности в 15 аэропортах в 2003 году.

Несмотря на полную модернизацию национальной системы авиационной безопасности после терактов 11 сентября, защита от взрывчатки остается косвенной: сканеры могут обнаружить провода, используемые как детонаторы; выпуклости необычной формы под одеждой могут привести к дополнительному досмотру; особые списки могут идентифицировать предполагаемых террористов.

Пластиковые взрывчатые вещества были изобретены для военных целей во время Второй мировой войны и входят в число самых трудноуловимых веществ, используемых при терактах. Взрывчатка применялась при таких терактах, как взрыв самолета компании Pan Am над Локерби, в Шотландии и комплекса Хобар в Саудовской Аравии.

Подобные взрывчатые вещества привлекательны для террористов по нескольким причинам.

Они пластичны, и их легко засунуть в ботинок, ремень или сумку. Они не имеют запаха. Обычно их не обнаруживают металлоискатели. Они устойчивы к изменениям температуры.

Типы взрывчатки

Наиболее известен Состав 4, или C-4. Есть также PENO и Semtex.

Как делают пластиковую взрывчатку

Производители смешивают взрывчатку в виде порошка с веществами, похожими на клей.

Законодатели обещают бороться за новое оборудование, способное обнаруживать взрывчатку на людях. Приборы, обнаруживающие мельчайшие частицы взрывчатых веществ в воздухе вокруг человека, применяются на атомных электростанциях и проходят испытания в пяти аэропортах. Но Управление транспортной безопасности испытывает нехватку средств и не может приобрести много таких приборов, а конгресс пока не выделил средства на их закупку.

Инициатива получила поддержку комиссии, расследовавшей теракты 11 сентября, которая в заключительном докладе рекомендовала проверку пассажиров на наличие взрывчатки. Ссылаясь на документы разведки, авторы доклада заявили, что один из лидеров "Аль-Каиды", Мохаммед Атеф в середине 1990-х годов говорил, что взрывы самолетов в воздухе "перспективны в смысле количества жертв".

"Аль-Каида" изучает и даже применяет взрывы почти десятилетие. Рамзи Юсеф, террорист из "Аль-Каиды", осужденный за взрыв в 1993 году во Всемирном торговом центре, убил японца и едва не устроил авиакатастрофу, когда бомба, которую он пронес в самолет филиппинской авиакомпании, взорвалась 11 декабря 1994 года. Взрыв был испытанием перед попыткой взорвать в один день 12 американских самолетов, которая не удалась только потому, что лаборатория, где Юсеф делал взрывные устройства, однажды загорелась.

Ричард Рейд, известный как "ботиночный террорист", успешно прошел на борт самолета American Airlines в кроссовках, начиненных пластиковой взрывчаткой, 22 декабря 2001 года, несмотря на усиленные меры безопасности и то, что накануне его не пустили в самолет. Теракт был предотвращен благодаря тому, что запал взрывного устройства не загорелся и пассажиры набросились на террориста.

Августовские взрывы двух самолетов в России стали началом серии терактов с сотнями жертв, включая захват школы, где погибло 335 человек.

Как утверждают российские власти, две женщины с взрывчаткой проникли в самолеты. В аэропорту их задержала милиция и передала службе безопасности, но начальник этой службы отпустил их. Как минимум одна из женщин, по сообщениям, дала взятку, чтобы пройти через кордоны. Два самолета исчезли с экранов радаров с интервалом в несколько секунд. Погибли все 90 человек, находившихся на борту.

Неизвестно, как женщины пронесли взрывчатку на борт, но другие чеченские смертники привязывали взрывные устройства к телу. Чтобы уничтожить самолет, нужно небольшое количество взрывчатки.

Самолеты конструируют не для того, чтобы они выдерживали взрывы. Даже взрыв средней силы на большой высоте может вызвать резкое падение давления, в результате которого самолет развалится на куски. Например, в декабре 1988 года над Локерби использовалось менее фунта пластиковой взрывчатки, помещенной в плеер. В результате погибло 270 человек.

Чтобы уничтожить самолет, нужно совсем немного

Следователи полагают, что еще меньшее количество понадобилось для взрыва самолета компании Avianca недалеко от столицы Колумбии Боготы в 1989 году. Взорвано было небольшое количество паров в топливном баке самолета, который был уничтожен. Дело осталось нераскрытым.

Российские власти сообщают, что обнаружили следы гексогена, известного на Западе как RDX, на обломках обоих самолетов. RDX является известной взрывчаткой. Когда порошок смешивают с клейким веществом, он становится пластиковым взрывчатым веществом.

Мало кто сомневается в том, что в целом система безопасности в нашей стране лучше, чем в России. В начале сентября российские власти арестовали человека, который якобы достал чеченкам билеты незадолго до вылета. По сообщению агентства "Интерфакс", этот человек зарабатывал тем, что незаконно продавал билеты в аэропорту. Он помог одной из женщин пройти на борт после завершения проверки, а вторую провел через систему безопасности, сообщило агентство.

Подобная деятельность запрещена в наших аэропортах, а приобретение билета в последний момент, скорее всего, приведет к дополнительной проверке. Но правительственные чиновники и эксперты по безопасности утверждают, что даже при дополнительной проверке пассажира и его багажа взрывное устройство может остаться необнаруженным. Это может произойти по разным причинам.

Пассажиры должны проходить через металлоискатели, но приборов для обнаружения взрывчатки на теле нет.

Весь багаж, попадающий в багажное отделение, проверяют на наличие взрывчатки. Но большинство сумок, которые пассажиры берут на борт, не проверяют.

Ищейки могут обнаружить взрывное устройство, но собаки обследуют не всех пассажиров.

Компьютерная система проверяет пассажиров, поведение которых кажется подозрительным и отбирает людей для дальнейшей проверки. В ходе дополнительных проверок ручная кладь обследуется на наличие следов взрывчатых веществ, но их проходят немногие пассажиры.

По словам представителей министерства внутренней безопасности, такие меры, как попытки не пускать террористов в страну и ограничения доступа к взрывчатым веществам, помогут предотвратить теракты в США.

20 сентября власти начали более тщательно досматривать пассажиров, одежда которых вызывает подозрения. Сотрудники служб безопасности теперь могут более пристрастно ощупывать одежду пассажиров и попросить снять куртку или толстый свитер.

Помимо приборов для обнаружения взрывчатки, испытывается устройство для обследования паспортов и посадочных талонов.

Разработан еще один аппарат, в котором применяются сильные рентгеновские лучи, он способен заглянуть под одежду пассажира, чтобы обнаружить спрятанное оружие. Но пока нет планов масштабного применения этих аппаратов, а у Управления транспортной безопасности нет денег на их закупку.

По словам Мики и члена подкомитета по авиации Питера Дефацио, установка одного такого аппарата в каждом аэропорту обойдется в 250-300 млн долларов. Проверка всех пассажиров вызовет огромные задержки, но можно будет проверять хотя бы тех, кто вызывает подозрения, говорят они.

Источник: USA Today


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru