Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 декабря 2007 г.

Питер Престон | The Guardian

Куда указывают нерешительные персты

Посмотрим на одну огромную, неспокойную страну, землю беззаконных провинций, криминальных вожаков и постоянной напряженности. Ее история полна разрушений и конфликтов. Сегодня она вновь становится жертвой самого жестокого терроризма. Там правит сильный лидер, но никто, кто живет в его тени, не защищен от коррупции или поддерживаемых государством покушений. Приближаются выборы, однако их запрограммированный исход пробуждает цинизм. В этой почве корни демократии неглубоки. Если добавить в эту смесь ядерные возможности, что может быть тревожнее?

Возможно, только еще одна страна находится примерно в таком же состоянии. Альтернатива "Б" - Пакистан, которым управляет президент Первез Мушарраф, а "мировое сообщество" отчаянно призывает его провести выборы. Джордж Буш и Гордон Браун, среди прочих, говорят, что хотят видеть стабильную свободную исламскую страну, которая принесет умеренность в неумеренный, бурный регион. Тем временем президент неспокойной страны "А" только что был назван журналом Time "Человеком года", и его обхаживают бизнесмены мирового сообщества, которым нужна дополнительная энергия или деньги для покупки футбольного клуба.

Стремятся ли чирлидеры этого демократического хора оказать реальное давление на Владимира Путина? Конечно, нет. Пусть он пытается удержать власть с помощью смехотворных маневров. Лишь немногие нерешительные персты указывают в его сторону, а комментаторы единодушно превозносят его ловкость, его хватку - и процветание, которое он принес России.

Чувствуется, что здесь какое-то недоразумение, не так ли? И, конечно же, значительная доля лицемерия. Если бы Мушарраф плыл на своем каноэ в океане нефти и газа, гимны свободы могли бы петься в другой тональности. Но это, естественно, не конец истории.

В посольствах разных стран бытует молчаливое признание, что ельцинская Россия была гигантом, бредущим по пути в никуда. А Путин, в отличие от Ельцина, оказался достаточно умен и жесток, чтобы найти рычаги власти и сильно надавить. Это демократия? Ну, Путин оказался достаточно умным, чтобы его избрали, и достаточно умным, чтобы сокрушить своих противников. Он бесспорно популярен. Он излучает магические лучи спокойствия, влияния и растущего процветания. Балом правит прагматизм, и, хотя это беспокоит, в данный момент кажется приемлемым.

А Мушарраф? И в его послужном списке есть годы стабильности. И при нем росла экономика страны. И он пользуется поддержкой миллионов людей, которые просто хотят нормально жить. Однако партия Беназир Бхутто, согласно опросу, опубликованному накануне ее смерти, получала лишь 30% голосов, сторонников Наваза Шарифа оказалось 25%, а Мушаррафа - 23%.

Ничто из этого не делает Мушаррафа клоном Путина. Введенное им чрезвычайное положение было бедствием. Его переизбрание покорным парламентом никак не помогло сгладить ситуацию. Армия, во главе которой он стоял так долго, также утратила популярность. До того как погибла Бхутто, в воздухе витало желание, чтобы он ушел.

Но взгляните повнимательней на эти опросы, и вы увидите лишь турбулентность. Никто сейчас не может сказать, кто и благодаря чему выиграет. Западные призывы к досрочным выборам не позволят достичь никаких стоящих "целей", а лишь принесут новый хаос и требования поспешно создать коалицию из политиков, которые открыто ненавидят друг друга.

Есть ли вина армии в том, что ее конкуренты так продажны и так грубы? Вероятно, да. Армия глубоко увязла в политике. Но сможет ли обходиться без нее какая бы то ни было новая пакистанская администрация? Нет, а посему призывы к немедленному воцарению демократии не имеют смысла.

Мушарраф участвовал в создании этой неразберихи, и, вероятно, в данный момент является единственной силой, которая в состоянии "разрулить" ситуацию. А если считать, что единственным ответом является демократия, тогда нужно признать, что нет ни единого человека, который в состоянии ответить на этот призыв. Пусть Мушарраф сам выпутывается - и одновременно думает, насколько проще ему было бы найти кукловодов, если бы его звали Владимир.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru