Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 июля 2001 г.

Редакция | The Washington Post

На каком языке разговаривать с Россией

THE WASHINGTON POST. (29.07.2001). На каком языке разговаривать с Россией

Судя по всему, на прошлой неделе администрации Буша, стремящейся уговорить Россию создать ?новые стратегические рамки? в области наступательных и оборонительных вооружений, удалось добиться значительного прогресса в своих усилиях. В зависимости от своей окончательной формы, это соглашение может иметь большое значение для США и международной безопасности в целом. Оно могло бы предусматривать резкое сокращение количества единиц наступательного ядерного оружия Соединенных Штатов и России. Оно могло бы способствовать также тому, чтобы развертывание НПРО не привело к новому витку гонки вооружений и не дестабилизировало международные отношения - хотя для этого необходимо предпринять также дипломатические шаги в отношении Китая.

Однако в новых отношениях президента Буша и российского президента Владимира Путин чувствуется некоторая тревожная неопределенность. Это заметно по той торопливости, с какой действует администрация; по ее постоянным угрозам принимать решения в одностороннем порядке, если новое соглашение не будет подписано в ближайшее время; по ее утверждениям, что Договор по ПРО необходимо расторгнуть, не заменяя никакими другими подобными договорами; по преувеличенному расхваливанию добродетелей Путина; по разговорам об общности российских и американских интересов. Самым тревожным фактом является то, что из поля зрения выпали те вопросы, вокруг которых должны в первую очередь строиться американо-российские отношения. Прошло шесть недель со времени первой встречи с Путиным, но Бушу по-прежнему нечего сказать о чеченской войне, о свободе прессы, о развитии демократии в России. Конечно, за сценой продолжают предприниматься определенные усилия, чтобы работать с Путиным и по этим вопросам. Однако существует угроза того, что результатом такой стратегии администрации будет не партнерство, а прекращение контактов с Россией. Это освободило бы Соединенные Штаты от каких-либо ограничений со стороны Москвы в отношении НПРО, но одновременно ограничило бы усилия США, направленные на то, чтобы подтолкнуть Россию к полному принятию демократических ценностей и соблюдению прав человека.

С точки зрения стратегии, определенное охлаждение отношений вполне оправдано. Представители администрации совершенно справедливо указывают на то, что вероятность обмена ядерными ударами между Россией и Соединенными Штатами сейчас намного ниже, чем во времена холодной войны, а поэтому жесткие договора, предусматривающие точное равенство запасов боеголовок между двумя сверхдержавами, не являются основой международной стабильности. Но некоторые представители администрации экстраполировали эту логику еще дальше, утверждая, что стратегическое равновесие между двумя странами не имеет никакого значения - что ядерный арсенал США опасен для России не больше, чем ядерные арсеналы Британии и Франции. Они считают, что соглашения между двумя государствами не должны быть более формальными, чем переговоры между союзниками по вопросам обороны.

Подобная точка зрения нереалистична. На самом деле Россия и Соединенные Штаты продолжают бороться за экономическое и политическое влияние в самых важных регионах планеты, таких, как Западная Европа и нефтедобывающий Кавказ. Россия по-прежнему поддерживает некоторых противников Соединенных Штатов, в том числе Ирак и Иран. Возможность того, что в ближайшее десятилетие в каком-нибудь из этих регионов возникнет серьезная конфронтация, не ниже вероятности того, что какое-нибудь государство-изгой сможет установить боеголовку на межконтинентальную ракету и принять суицидальное решение нанести удар по Соединенным Штатам. Поэтому если не ?гарантированное взаимное разрушение? холодной войны, то, по крайней мере, американо-российский стратегический баланс по-прежнему очень важен. Утверждая, что это не так - и забрасывая Путина похвалами - администрация Буша порой как будто пытается заставить Россию отказаться от любых попыток реагировать на изменение равновесия, которое может возникнуть в результате создания НПРО и неравных сокращений наступательных видов вооружений - сдвиг, который произойдет в пользу США, хотя и не даст им решающего преимущества.

Было бы лучше, если бы администрация США строила новые отношения с Москвой если не на основе договора, предусматривающего методы контроля, которые заложат основы доверия между государствами - более надежные, чем личные отношения Буша и Путина - то на какой-либо другой существенной базе. Если президент действительно ставит перед собой задачу трансформировать американо-российские отношения - а не просто расчистить путь противоракетной обороне - нужно делать значительно больший акцент на развитие демократии в России. Несмотря на то, что Путин готов заключить стратегическую сделку, действительность свидетельствует о том, что он уводит свою страну прочь от демократических норм. Если эта тенденция будет продолжаться, она в конце концов подорвет любую систему безопасности, не регулируемую договором. Буш должен продемонстрировать, что свобода прессы, Чечня и другие вопросы, связанные с соблюдением прав человека - это не просто незначительные проблемы, о которых говорят лишь с глазу на глаз. Он должен дать понять Путину, что они очень важны ? и делать это часто и публично.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru